Однозначность

Точность.

Т. ПДМ отражает её спос-ть тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого св-ва, происходящие в ходе ПДО. Т. ПДМ в опр-м смысле м/с=ть с Т. технич. измерит. инструментов. Метр, например, разделённый т-ко на см, б/грубее измерять длину, чем линейка, градуированная по мм. В свою очередь микрометр – прибор, позволяющий оценивать длины, отличающиеся др. от др. на 0,001 мм, б/намного > точным измерит. инструментом, чем школьная линейка.

Чем точнее ПДМ, тем тоньше с её помощью м/оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого кач-ва. Однако в практ. ПД далеко не всегда требуется очень высокая степень точности оценок. Её необходимая практ. мера опр-ся задачей дифференциации исп-х на группы. Если, например, всю исследовательскую выборку исп-х нужно разделить всего лишь на 2 подгруппы, то и точность применяемой методики д/соотв-ть именно этому делению, не >. Если необх-мо разделить испыт-х на 5 подгрупп, то достаточно применить ПДМ, имеющую измерит. шкалу, состоящую из 5 пунктов («да», «скорее да, чем нет», «не знаю», «скорее нет, чем да», «нет»).

О. ПДМ хар-ся тем, в какой степени получаемые с её помощью данные отражают изменения именно и только того св-ва, для оценивания α данная ПДМ и применяется. Если наряду с этим св-вом в получаемых показателях отражаются и другие, никак не связанные с данной ПДМ, выходящие за пределы её валидности, то считается, что ПДМ не соотв-т критерию О., хотя при этом частично м/оставаться валидной. Например, если экспериментатора интересуют оценки мотивов поведения чел-ка и для того, чб их получить, он задаёт испытуемому прямые?? отн-но мотивов его поведения, то ответы на эти?? вряд ли б/соотв-ть критерию О. В них почти наверняка отразятся и степень осознания исп-м мотивов своего поведения, и его желание предстать в благоприятном свете в глазах экспериментатора, и оценки им возможных последствий диагностич. эксперимента, и многое другое.

Критерию О. также м/ не вполне удовлетворять способ оценки зн-й уч-ся только по успеваемости, т.к. оценки успеваемости выставляются не всегда объективно. В них, кроме самих зн-й уч-ся, отражается отношение к нему учителя и поведение уч-ся.

Прежде чем применять в практ. ПД те или иные ПДМ, экспериментатор д/убедиться в том, что они отвечают выше указанным требованиям. Самыми важными из указанных 4-х критериев являются 1-е 2 – В. и Н., и если измерит. инструмент им не соотв-т, то его вообще нельзя использовать как средство ПД. Если же ПДМ не вполне точна и не полностью однозначна, то её тем не < м/ применять с опр-ми оговорками. Но при этом необх-мо помнить, что неточная ПДМ м/ не позволить установить сравнительно не> изменения, происходящие в рез-те проведённого эксперимента, и, →, м/ указать на отсутствие изменений там, где они на самом деле есть. Недостаточно однозначная ПДМ не всегда позволяет соотносить величину получаемых показателей со степенью изменения именно оцениваемого кач-ва, а не какого-либо другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: