Тепловое излучение. Опыт показывает, что интенсивность излучения (испускаемого физическим объектом волнового электромагнитного поля (ЭМП)), выходящего через малое отверстие из замкнутой полости, определяется только температурой нагрева стенок полости и не зависит от материала, из к-рого полость изготовлена. Волновое ЭМП, находящееся внутри полости, стенки к-рой имеют постоянную температуру, представляет равновесное тепловое излучение. Частотное распределение энергии ЭМП в свечении, испускаемом нагретым телом, считают удобным соотносить со спектром излучения абсолютно чёрного тела (АЧТ) – тела, поглощающего всё падающее на него излучение.
Begin
Image1.Picture.LoadFromFile(‘c:\picture1.bmp’);
Image2.Picture.LoadFromFile(‘c:\picture2.jpg’);
end;
12.9. Битовый образ | 12.18 |
12.9.1. Основы | |
Это область памяти для хранения картинок в стандарте BitMap. Содержимое области может прямо выводиться в форму или (лучше) в компоненту Image. Битовый образ может загрузиться дисковым файлом только один раз для его многократного использования. Это ускоряет работу приложения. Для работы с битовым образом нужно: § В разделе var объявить переменную (например, MyBitMap) типа BitMap. § Создать объект типа BitMap, используя код MyBitMap:=TBitMap.Create. § Загрузить в него файл с расширением.bmp, используя код MyBitMap.LoadFromFile(‘файл’); § Использовать этот файл для вывода картинок. | Под него выделяется память. Она заполняется данными. |
12.9.2. Пример | 12.19 |
unit aplanes_; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs; type TForm1 = class(TForm) procedure FormPaint(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; sky, aplane: TBitMap; // битовые образы implementation {$R *.DFM} procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject); begin // создать битовые образы sky:= TBitMap.Create; aplane:= TBitMap.Create; // загрузить картинки sky.LoadFromFile('sky.bmp'); aplane.LoadFromFile('aplane.bmp'); // рисовать картинки Form1.Canvas.Draw(0,0,sky); // фон - небо Form1.Canvas.Draw(20,20,aplane); // сам_1 aplane.Transparent:=True; // прозрачен Form1.Canvas.Draw(120,20,aplane); // сам_2 // освободить память sky.free; aplane.free; end; end. | Проект - картинка с двумя самолетами на фоне неба. Левый самолет, для фона непрозрачен. Правый самолет, для фона прозрачен. Небо. Самолет. Файлы должны быть доступны. Результат: Теперь битовый образ самолета прозрачен. Точки с цветом, как у левого нижнего пикселя. |
12.10. Анимация | 12.20 | |
Это рисунок с движением или изменением. Для создания анимации нужно: § Вывести рисунок на экран. § Затем стереть его. § Вывести рисунок на экран в другой позиции. Для получения ощущения движения нужно подобрать расстояние и временной интервал между отрисовками. Для работы нужны битовые образы: § Фона. § Движущегося объекта. § Буфера для хранения копии фона, заслоняемого движущимся объектом. Для задания временных интервалов нужно в приложении использовать компонент Timer, который находится на вкладке System. Это не визуальный компонент, поэтому его можно разместить в любом месте формы. | ||
Пример | 12.21 | |
unit prg_14_3_; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, ExtCtrls, StdCtrls, Buttons; type TForm1 = class(TForm) Timer1: TTimer; Image1: TImage; procedure FormActivate(Sender: TObject); procedure Timer1Timer(Sender: TObject); procedure FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.DFM} var Back, Bitmap, Buf: TBitMap; BackRct: TRect; BufRct: Trect; x,y:integer; W,H: integer; procedure TForm1.FormActivate(Sender: TObject); begin // создать три объекта - битовых образа Back:= TBitmap.Create; Bitmap:= TBitmap.Create; Buf:= TBitmap.Create; Back.LoadFromFile(‘factory.bmp’); Form1.Image1.canvas.Draw(0,0,Back); Bitmap.LoadFromFile('aplane.bmp'); Bitmap.Transparent:= True; Bitmap.TransParentColor:= Bitmap.canvas.pixels[1,1]; // создать буфер для копии области фона W:= Bitmap.Width; H:= Bitmap.Height; Buf.Width:= W; Buf.Height:=H; Buf.Palette:=Back.Palette; Buf.Canvas.CopyMode:=cmSrcCopy; // область буфера для восстановления BufRct:=Bounds(0,0,W,H); // начальное положение картинки x:= -W; y:= 20; // сохраняем область фона BackRct:=Bounds(x,y,W,H); Buf.Canvas.CopyRect(BufRct,Back. Canvas,BackRct); end; | Проект - картинка с самолетом, движущимся слева направо на фоне фабрики. Форма приложения содержит компоненты: § Image1 - изображение. § Timer1 - таймер. // фон, картинка, буфер // область фона, восстановлена из буфера // область буфера для фона // текущее положение картинки // размеры картинки 12.22 // фон // картинка // буфер // загрузить и вывести фон // загрузить картинку, которая движется // определим «прозрачный» цвет // Для соответствия палитр!! | |
// обработка сигнала таймера procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject); begin Form1.image1.canvas.Draw(x,y,Buf); x:=x+2; if x>form1.Image1.Width then x:=-W; // сохраняем область фона BackRct:=Bounds(x,y,W,H); Buf.Canvas.CopyRect(BufRct, Back.Canvas,BackRct); // выведем рисунок Form1.image1.canvas.Draw(x,y,bitmap); end; // завершение работы программы procedure TForm1.FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction); begin // освободим память для битовых образов Back.Free; Bitmap.Free; Buf.Free; end; end. | 12.23 // восстановлением фона удалим рисунок |
12.10.2. Утилита Image Editor | 12.24 | ||||||||||||||||
Она доступна по команде Сервис=>Image Editor.
В редакторе можно создавать и сохранять:
Существующие файлы этих типов в редакторе можно корректировать.
При создании нового или открытии существующего файла вызывается окно редактирования Оно выглядит как в обычном графическом редакторе, но доступные инструменты определяются автоматически типом файла. Например, при открытии файла factory.bmp окно редактирования имеет вид: |
12.11. Использование файла ресурсов | 12.25 |
12.11.1. Введение | |
Для того чтобы работающее приложение не требовало внешних файлов с картинками, можно битовые образы загрузить как ресурсы в исполняемый файл (.exe файл). Порядок действий: 1. Создать файл ресурсов. 2. Занести битовые образы в файл ресурсов. 3. Подключить файл ресурсов к программе. Для создания файла ресурсов используется утилита Image Editor (Редактор изображения). | |
12.11.2. Создание файла ресурсов | |
Файл ресурсов может содержать картинки разного типа. Файл имеет иерархически организованное оглавление, которое заполняется по мере включения в файл новых картинок При создании файла формируется окно содержания. Новый файл можно сохранить с расширением.res с использованием стандартного файл-менеджера. |
12.11.3. Наполнение файла ресурсов | 12.26 |
Для добавления ресурса в файл нужно: § Командой Resource=>New вызвать список доступных ресурсов (BitMap, Icon, Cursor). § Из списка выбирается нужный ресурс. Если это курсор, то он заносится в оглавление файла. Если это Icon или BitMap, то вызывается окно свойств, в котором выбираются подходящие значения. § Создается ресурс с именем по умолчанию CursorN, IconN, BitMapN. Имя ресурса можно изменить командой Resource=>Rename. § В файл ресурсов можно включить множество составляющих. Итоговое оглавление ниже: | Для выделенного в оглавлении ресурса командой Resource=>Edit можно вызвать окно его редактирования. Пример окна редактирования для ресурса BitMap ниже. |
12.11.4. Подключение файла ресурсов | 12.27 |
Осуществляется директивой компилятору, которая предписывает ему при компоновке включить в exe-файл указанный файл ресурсов. Формат директивы {$R <имя файла ресурса>} После этого файл ресурсов известен с программе под системным именем HInstance. Загрузить картинку из подключенного файла ресурсов в переменную типа TBitMap можно с помощью метода LoadFromResourceName, который имеет два формальных параметра: § HInstance, § Имя ресурса.. Пример Пусть для работы с программой 14_3_ был создан файл ресурсов images.res, содержащий два BitMap образа с именами: § factory - из файла factory.bmp, § aplane - из файла aplane.bmp. Тогда в коде модуля формы перед интерфейсной частью нужно ввести директиву {$R images.res}, а в разделе implementation вместо команд Back.LoadFromFile(‘factory.bmp’); BitMap.LoadFromFile('aplane.bmp'); применить команды Back.LoadFromResourceName (HInstance,’factory’); Bitmap.LoadFromResourceName (HInstance,’aplane’); |
Ø Спектральная поглощательная способность AЧT для всех частот и температур – отношение поглощённого светового потока d Ф ’ к падающему d Ф В природе АЧТ, вообще, отсутствуют (АЧТ представляет физическую модель); однако, напр-р, сажа или черный бархат, пo cвoйствaм в определенном интервале частот довольно близки к этой идеальной модели. Информацию об АЧТ получают только, регистрируя интенсивность испускания ЭМП из полости; АЧТ характеризуют испускательной способностью R l (или R n) – энергетической светимостьюв определённом спектральном интервале.
|
|
|
|
Ø Законом Кирхгофа установлено, что отношение испускательной и поглощательной способностей тела не зависит от природы тела и является универсальной для всех тел функциейчастоты и температуры Для АЧТ универсальная функция Кирхгофаρ n, Т ( или ρ λ, Т ) есть спектральная плотность энергетической светимости ( испускательная способность ).
Ø B историч. отношении изучение спектров АЧТ оказалось важным тем, что дало возможность сформулировать важное понятие квантов энергии, определивших дальнейшие направления в формировании физической картины мира.
¬ Спектры черного тела. Спектральное распределение энергии в спектре зависит только от температуры тела ( пунктиром указана кривая, характерная для формулы Рэлея-Джинса ).
Ø Одной из попыток истолковать спектры АЧТ (дать теоретич. объяснение наблюдаемой зависимости спектральной плотности испускания была формулировка соотношения Рэлея и Джинса, основанная на обычных (классических) представлениях. Формула Рэлея — Джинса объясняла ход кривых лишь в области больших длин волн: и с уменьшением этого параметра (примерно в диапазоне длин волн, отвечающем ультрафиолетовым частотам) качественно расходилась с измеряемыми кривыми, не описывая также максимума кривой (положение к-рого на шкале длин волн устанавливается законом Вина).
Ø Теоретич. объяснение законов спектра свечения нагретых тел было дано на основе формулы Планка. При выводе формулы М.Планку пришлось, однако, игнорировать общепринятое в то время классич. предположение о том, что энергия приходящаяся на одну степень свободы поля, то есть на каждый возможный стационарный тип колебаний поля в полости АЧТ (моду излучения) зависит от температуры стенок полости (~ Эта энергия (энергия светового кванта) оказалась пропорц-ной только частоте данного колебанияв этом и состояла гипотеза Планка, в виде таких квантов и должны запасать и испускать энергию ЭМП элементарные излучатели - атомы, из к-рых состоит вещество стенок полости. Действит-но, температура в среде не оказывает влияния на положение атомов в системе энергетических уровней. Формулой устанавливалась такая зависимость ( согласующаяся с результатами практических измерений спектров АЧТ, рис .1):
или на частотной шкале:
Ø Формулой Планка заложены основы квантового описания процессов взаимодействия света с веществом. При этом в физику была введена новая фундаментальная константа h = 6.626·10-34 Дж · с (постоянная Планка или квант действия), а также представления о квантовых переходах между дискретными энергетическими уровнями энергии, на которых могут находиться электроны в атомных системах. В результате переходов изменяется энергия атомной системы, «дефект» же (разность) энергий испускается в виде кванта. Световые потоки, испускаемые средой как ансамблем атомных систем, состоят из квантов и формируют регистрируемое приборами или зрением наблюдателя излучение. Для описания этих переходов Эйнштейн ввел в употребление коэффициенты, носящие его имя, описывающие вероятности переходов между уровнями.
Фотоэлектрическим эффектом (фотоэффектом) называютвозникновение проводимости в схеме электродов в вакуумном устройстве в результате действия электромагнитного излучения. Фотоэффект считают результатом приобретения электронами энергии за счет действующего ЭМП, необходимой для их высвобождения и перехода в энергетическую зону проводимости.
Ø Внутренний фотоэффект— это результат вызванных ЭМ излучением переходов электронов внутри полупроводника или диэлектрика из связанных состояний в свободные без вылета наружу. В результате концентрация носителей тока внутри тела увеличивается, что приводит к возникновению фотопроводимости — повышению электропроводности полупроводника или диэлектрика при его освещении. Внешним фотоэффектом (фотоэлектронной эмиссией) называют испускание электронов веществом под действием электромагнитного излучения.
Ø Два электрода (катод К из исследуемого металла и анод А) в вакуумной трубке подключены к батарее так, что можно изменять не только значение, но и знак подаваемого на них напряжения ( рис .2). Ток, возникающий при освещении катода монохроматич. светом (через кварцевое окошко), измеряется включенным в цепь миллиамперметром. Зависимость силы фототока I, образуемого потоком электронов, испускаемых катодом под действием света, от напряжения U между катодом и анодом называют вольт-амперной характеристикой фотоэффекта.
Ø По мере увеличения U сила фототока I (U) постепенно возрастает до выхода на насыщение. Максимальное значение тока I нас. ¾ фототок насыщения ¾ определяется таким значением U, при к-ром все электроны, испускаемые катодом, достигают анода: I нас.=где число электронов, испускаемых катодом в 1 с. При U = 0 фототок I не исчезает, поск-ку фотоэлектроны при вылете из катода обладают нек-рой начальной скоростью. Для того, чтобы сила фототока I стала равной нулю, необходимо приложить задерживающее напряжение U 0. При U = U 0 ни один из электронов, даже обладающий при вылете максимальной начальной скоростью, не может преодолеть задерживающего поля и достигнуть анода: Т.е., измерив задерживающее напряжение U 0, м-но определить максимальное значение скорости фотоэлектронов и кинетической энергии
«Законыфотоэффекта
1. Закон Столетова: при фиксированной частоте падающего света число фотоэлектронов, испускаемых фотокатодом в единицу времени, пропорционально интенсивности света (сила фототока насыщения пропорциональна энергетической освещенности Ее катода).
2. Максимальная начальная скорость (максимальная начальная кинетическая энергия) фотоэлектронов не зависит от интенсивности падающего света, а определяется только его частотой
3. Для каждого вещества существует красная граница фотоэффекта — минимальная частота света (зависящая от химич. природы вещества и состояния его поверхности), ниже к-рой фотоэффект невозможен.
× Для объяснения механизма фотоэффекта Эйнштейном предположено, что свет частотой не только испускается отдельными квантами (согласно гипотезе Планка), но и распространяетсяв пространстве и поглощаетсявеществом отдельными порциями (квантами), энергия к-рых ¾ Кванты электромагнитного излучения, движущиеся со скоростью с распространения света в вакууме, называются фотонами.
× Энергия действующего фотона расходуется на совершение электроном работы выходаА из металла и на передачу вылетевшему фотоэлектрону кинетической энергии W k. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта записывается так:
× Это уравнение объясняет зависимость кинетической энергии фотоэлектронов от частоты падающего света (2-ой закон). Предельная частота (или при которой кинетическая энергия фотоэлектронов становится равной 0, и есть красная граница фотоэффекта (3-ий закон).
Ø На явлении фотоэффекта основано действие фотоэлементов и фотосопротивлений (фоторезисторов) в фотоэкспонометрах, люксметрах и устройствах управления и автоматизации различных процессов, пультах дистанционного управления, а также полупроводниковых фотоэлектронных умножителей и солнечных батарей.
Гипотеза о фотонах. Для объяснения механизма фотоэффекта А.Эйнштейном предположено, что свет частотой не только испускается отдельными квантами, но и распространяетсяв пространстве и поглощаетсявеществом отдельными порциями (квантами), энергия которых В теории Планка исходили из того, что атом обменивается энергией с ЭМП не непрерывно, а лишь порциями, квантами, величины которых пропорциональны частоте света. В 1905 г. А.Эйнштейн на основании этого предположил, что планковские кванты существуют в виде реальных частиц. Кванты ЭМ излучения, движущиеся со скоростью с распространения света в вакууме, были названы фотонами. Т.о. А.Эйнштейну удалось объяснить фотоэффект и фотохимические эффекты.
Ø В явлениях такого рода энергия, передаваемая светом отдельной частице, пропорциональна не интенсивности, а частоте излучения. При этом получается, что свет м-но наглядно представить некоторым подобием мелкого града или потоком быстро летящих мелких шариков. Гипотеза световых квантов была воспринята в то время ведущими физиками как ересь. Фотон был признан только после длительных дискуссий. Решающим аргументом в пользу его признания было открытие эффекта Комптона. Сам же А.Эйнштейн ясно понимал неудовлетворительность и временный характер гипотезы световых квантов. Парадоксальность введения понятия «фотон», заключается в том, что в природе никакого дуализма нет: в пространстве реально существуют только световые волны, несущие колебания ЭМ поля.
Неувязка в представлении фотона как физического объекта заключается в том, что он д-н обладать свойствами, к-рые принципиально не может иметь никакая реально существующая частица. Фотон есть бесконечная, плоская монохроматическая волна с круговой поляризацией (правой или левой). В то же время при рассмотрении поглощения и испускания фотона в квантовой механике предполагается мгновенность этого процесса. В соответствии с классическими представлениями бесконечная волна не может поглощаться или испускаться, т. к. она вечна, а интегрирование по всему пространству дает бесконечно большую энергию фотона. Атом, размеры которого на несколько порядков меньше длины световой волны, принципиально не может излучить плоскую, не расходящуюся волну. Поэтому говорить о фотоне как о реальном объекте природы неверно. Фотон следует признать математической абстракцией, идеальной и удобной в ряде ситуаций физической моделью, такой же, как материальная точка или абсолютно твердое тело в механике.
× Фотон, однако, оказался той физич. моделью, применение к-рой чрезвычайно облегчило рассмотрение процессов обмена энергией, импульсом и моментом импульса между светом и веществом. Хотя причина универсального характера постоянной Планка в физике так и осталась не понятой, введение А.Эйнштейном представления о фотоне стало большим достижением физики. Используя понятие фотона, м-но рассчитывать многие сложные оптические процессы взаимодействия света и вещества, пользуясь простой механич. моделью сталкивающихся шариков и набором простых формул: так энергия фотона величина его импульса (здесь волновой вектоp). Хотя фотон не имеет массы покоя, его движение д-но соответствовать массе, рассчитываемой, следуя значение мoмeнта импульса, переносимого фотоном, выражается как
Эффект Комптона, как одно из оправданий применения гипотезы о фотонах, представляет собой результат опытов по рассеянию рентгеновских лучей свободными электронами. По представлениям классич. физики при рассеянии поля ЭМ излучения свободными электронами его частота w (длина волны l) не меняется ¾ частотного смещения в отклонённых лучах не д-но происходить. Тем не менее, отклонение R - лучей регистрировалось в эксперименте, а частота и интенсивность рассеиваемых лучей имели выраженную зависимость от угла рассеяния q. Согласно квантовой теории часть первоначальной энергии R -фотона передается электрону, и поэтому энергия рассеянного R - фотона , а, следоват-но, и его частота, дoлжны меняться. Для количественного анализа эффекта используются выражения для законов сохранения импульса и энергии кванта с учётом релятивистской массы электрона (me ¾ масса покоящегося электрона ):
«Из этих двух выражений определяется разность Затем в выражении для разности совершают переход к разности т.е., (используя получают Здесь комптоновская длина волны; её значение ¾ L = 2.42 × 10-10 cм есть константа, близкая к длинам ЭМ волн в R - диапазоне. Порядок (размер) величины L и означает, что эффект рассеяния со смещением частоты в отклоняемых лучах должен проявляться в R - диапазоне (т.е. при длинах волн излучения, сравнимых с L).
× Зависимость энергии рассеиваемых R- фотонов от угла q соответствовала наблюдаемой. Эффект Комптона тем самым стал дополнит. подтверждением гипотезы фотонов. Объяснением эффекта Комптона также обоснована справедливость законов сохранения энергии и импульса в микромире.
Складається з наступних розділів: