ГЛАВА 25. Информационная безопасность
Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
ГЛАВА 24. ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ персоналом
Повышение сложности управленческой деятельности и загруженности руководителей требует упорядочивания информации, с которой работают руководители разных уровней. Чем выше уровень руководителя, тем более агрегированный вид должна приобретать информация.
Высшие руководители должны иметь возможность получать информацию, прошедшую глубокую обработку и предоставляющую возможность принимать решения, опираясь исключительно на ключевые индикаторы деятельности компании (и персонала в частности), на знания о тенденциях и точках роста, о вариантах развития и их последствиях, а не на разрозненные наборы огромного количества цифр и графиков.
Понятие «информация» имеет несколько толкований: от расширительного (информация — как любой факт действительности, отражающий ее детально или на уровне закономерностей) до узкого (информация как данные/дискретные факты, структурированные в целостное описание структуры явления). В рамках узкого толкования возникает понятие «знание», которое отражает высший уровень преобразования данных и информации в описание сущности явления, закономерностей его появления и существования.
|
|
Знания — это успешные зафиксированные модели деятельности, это накопленный потенциал осуществления результативных действий.
Компания, оперирующая знаниями, сохраняющая и развивающая их, становится недосягаемой для конкурентов.
Реальная возможность поднять управление до уровня управления знаниями возникла только тогда, когда возникли принципиально новые программные продукты и информационные системы. Сейчас практически вся компьютерная индустрия ориентирована на поддержку систем управления ресурсами предприятия, вершиной развития которых стали мощные системы класса ERP (Enterprise Resource Planning).
ERP-системы способны значительно повысить эффективность операционной деятельности (учета, контроля платежей, затрат на оплату счетов и ускорение возврата от инвестиций). Но пользователями этой системы являются менеджеры низшего и среднего звена, высшие руководители так и не получили инструмента. ERP-система не используется как инструмент стратегического управления и лишь в ограниченной степени поддерживает конкурентные преимущества компании, которые лежат в области знаний, а не данных. Принципиально новые возможности открывает новый класс информационных систем — системы поддержки принятия решений.
Средства поддержки принятия решений создают две функциональные возможности:
|
|
• полная автоматизация стандартных (типичных, инвариантных, повторяющихся) решений;
• инструментальное обеспечение принятия уникальных решений (за счет полного — имитационного — моделирования действительности и за счет генерирования лучших альтернатив в пространстве заданных ограничений и перспектив).
Существует несколько обозначений этого класса систем. Объединяющим понятием является понятие «Системы DPS (Dynamics Forecasting and Simulation» - динамическое прогнозирование и симуляция).
Системы DFS — это принципиально новый инструмент поддержки стратегических и оперативных управленческих решений топ-менеджмента. Они основаны на компьютерных средствах последнего поколения — интеллектуальных информационных технологиях, которые соединяют преимущества компьютера с человеческим мышлением. Подобные системы, по оценкам экспертов, используют 2/3 компаний из списка «Fortune-soo», которые получают колоссальные выгоды от их применения.
Системы DFS объединяют возможности двух систем:
1) системы Bl (Business Intelligence — деловой интеллект) позволяют получать концентрированную информацию об эффективности деятельности компании во внешней и внутренней среде и просчитывать последствия принимаемых решений;
2) системы Al (Artificial Intelligence — искусственный интеллект) обеспечивают решение еще более u1089 сложных задач — прогнозирования и оптимизации.
Масштабный переход компаний от управления на основе данных и информации к управлению знаниями при условии освоения интеллектуальных информационных технологий может произойти в течение нескольких ближайших лет. Причем для российских менеджеров главным камнем преткновения является незнание и непонимание этой новой управленческой парадигмы и новых инструментальных (информационных) возможностей. На рисунке 24.1 представлена общая схема соотношения возможностей компьютерных систем и человека в управлении знаниями.
Рис. 24.1 - Соотношение возможностей информационных систем и человека в управлении знаниями.
Чтобы представить новые перспективы, полезно осознать те ограничения, которыми страдает человеческое мышление любого, даже гениального руководителя и которые закономерно снижают эффективность принятия решений. Информационные технологии последнего поколения преодолевают такие ограничения человеческого мышления, как:
• невозможность в один момент времени видеть ситуацию и целостно, и детализирование;
• невозможность учитывать все многообразие связей - обратных, видимых и невидимых, согласованных и противоречивых;
• невозможность с высокой точностью и скоростью оценивать последствия принимаемых решений в максимально необходимом пространстве и времени;
• трудность преодоления своих эмоций и межличностных отношений, а также психологические трудности в отстаивании своей точки зрения и учете мнений других людей, в налаживании конструктивных отношений с несимпатичными коллегами;
• невозможность хранить информацию бесконечно долго и выдавать ее точно и быстро;
• невозможность находиться в любое время в состоянии высокой работоспособности.
Человеку присущи следующие дефекты принятия решений: на уровне индивидуальных решений:
• склонность при принятии решений руководствоваться фактом, который легче вспоминается;
• склонность людей «примерять» решение к какой-либо информации, служащей ориентиром, измерительной планкой, точкой отсчета;
• стремление признавать некий набор фактов – часто случайный;
При принятии групповых решений возникают следующие сложности:
• сдвиг к риску (большая рискованность групповых решений по сравнению с индивидуальными);
• инерция первого решения (индивид защищает первое, сформулированное им решение);
|
|
• феномен реактивного сопротивления (стремление индивида выбирать решения, противоположные внешнему принуждению);
• эффект Ирвина (переоценка возможности положительных последствий решений при недооценке отрицательных);
• симптомокомплекс «огруппление мышления».
В начале 80-х годов прошлого столетия даже возникла новая научная дисциплина - поведенческая экономика, в рамках которой были обнаружены устойчивые проявления иррациональности человеческих решений в сфере экономики: известные под такими названиями как «излишняя уверенность», «двойной счет», «сохранение статус-кво», «фиксация на известном», «хорошие деньги за плохими», «стадный инстинкт», «промахи в оценках "гедонистических состояний"», «мнимый консенсус».
Но человек делает то, чего абсолютно не может делать компьютер:
• опирается на неявные или недоступные машине переменные (или на исключительно слабые, не материализованные сигналы внешней среды, или на ценностные параметры принимаемых решений);
• может внедрить полученные решения в практической деятельности.
Даже если сгенерированное решение вкладывается в чип (например, полностью автоматизируется следующая цепочка действий: получение запроса потребителя, выбор альтернативных решений, отсылка скорректированного предложения потребителю, команда на реализацию действий сотрудникам), то все равно потребуется сопряжение этих действий с действиями других сотрудников, разработка корпоративной процедуры и политики взаимодействия с потребителями и смежниками.
Только интеграция человека с компьютером, но никак не подмена одного другим, может создать реальные условия для революционного прорыва в управленческих решениях.
На пути интеграции человека и компьютера неизбежно встретятся серьезные барьеры. В частности, к ним можно отнести следующие психологические проблемы:
• сложность учета и использования в рамках жестко связанных информационных и технологических процессов «нематериальных» познавательных процессов внимания, памяти и мышления, а также такие слабо формализуемые и неустойчивые явления, как желания, установки, воля, эмоции, привычки и межличностные отношения;
|
|
• сложность соотнесения интеллектуальных и личностных возможностей человека с его психофизиологическими резервами.
Перегрузка персонала может не быть критичной в условиях физического труда, но при увеличении интеллектуализации труда цена даже одной ошибки может стать роковой для компании.
Человек создает новое знание и реализует его в практической деятельности, а компьютерная система, принимая на себя «черновую» работу по приему, хранению и переработке информации, обеспечивает скорость и точность принимаемых решений, а также оперативный доступ к необходимым знаниям.
Человек осуществляет следующие действия:
• придает информации статус знания;
• принимает управленческое решение (а это уже затрагивает огромный пласт организационных, межличностных и даже этических взаимодействий);
• ставит задачи перед компьютером, формулирует гипотезы для их проверки компьютером, выбирает те лучшие варианты и анализирует зависимости, которые предлагает компьютер.
Эмоциональные и ценностные оттенки отношений, интуиция, инсайт - вот неполный перечень принципиальных ограничений квантификации.
Человек - это начальное и конечное звено в цепочке движения знания. В компании, желающей освоить современные информационные технологии и управление знаниями, предстоит выделить три основные организационные роли сотрудника:
• творец;
• организатор;
• исполнитель.
Каждая из этих ролей обслуживается соответствующими информационными системами. Некоторые специалисты отмечают, что системы DFS сочетают в себе детальную точность микроскопа и дальнобойность телескопа.
Приведем характеристики основных преимуществ систем.
• точность прогнозирования и оптимизации;
• быстрота расчетов цены рисков и ресурсной обеспеченности решения;
• оперативное слежение за эффективностью работы предприятия в динамике изменения ситуации;
• конкретное представление информации;
• моделирование финансовых и материальных потоков и их взаимосвязи;
• быстрая окупаемость.
Точность прогнозирования и оптимизации превосходит все известные методы и не имеет аналогов по нахождению оптимума в спектре огромного количества взаимосвязанных факторов.
Быстрота расчетов цены рисков и ресурсной обеспеченности решений - скорость расчетов в десятки раз превышает возможности традиционных систем.
Оперативное слежение за эффективностью работы предприятия в динамике изменений ситуации — быстрая оценка последствий отклонений фактических показателей от их плановых значений и нахождение оптимальных вариантов устранения последствий этих угроз.
Компактное представление информации — наглядные образы вместо нагромождения текста и цифр.
Моделирование финансовых и материальных потоков в их взаимосвязи — известные программные приложения описывают только финансовые потоки или отдельно — только материальные потоки.
Быстрая окупаемость — экономическая отдача систем DFS превосходит в несколько раз (а некоторые — во много раз) любые другие информационные системы.
Абсолютное первенство систем DFS проявляется в кризисных ситуациях, где цена ошибки, качество и скорость принятия решений прямо определяют жизнь или смерть компании.
Кроме того, внедрение таких систем дает рост рыночной репутации компании, привлекательности для инвесторов и повышение стоимости интеллектуальных активов.
С помощью систем DFS менеджеры получают возможность с высокой математической точностью и высокой скоростью решать задачи прогноза и оптимизации. Традиционные методы не могут быстро и с необходимой точностью определить все возможные варианты и, главное — оценить последствия управленческих решений. Это обусловлено тем, что предприятия и окружающая бизнес-среда являются динамически сложными системами, т. е. состоят из множества разнообразных объектов, которые охвачены большим количеством обратных связей и к тому же постоянно изменяются во времени. Нужно осуществить имитационное моделирование бизнес-ситуации и применить систему дифференциальных уравнений очень большой размерности, многократно решаемых методами численного интегрирования. Это позволит обнаружить нежелательные эффекты в последствиях уже принятых решений и смягчить или полностью предотвратить их влияние в будущем.
С помощью DFS-систем можно смоделировать развитие ситуации во времени и в изменяющейся бизнес-среде и, соответственно, точно просчитать последствия принимаемых решений. Поскольку моделируются финансовые и материальные потоки в их взаимосвязи и, следовательно, невероятно велико число взаимозависимых переменных, то множественная «прокрутка» по всем циклам обратных связей выявляет влияние скрытых и случайных факторов. DFS-системы дают возможность до того, как произойдет событие (вступит в действие управленческое решение), точно просчитать цену риска, ресурсную обеспеченность и разнообразные последствия стратегических и оперативных решений в любой функциональной области управления.
С помощью DFS-систем решается масса практических задач путем построения мультиальтернативных сценариев по принципу «а что будет, если?». Что произойдет с предприятием в случае резкого изменения ситуации? Как повысить прибыльность бизнеса в условиях нестабильного спроса и нехватки оборотных средств? Решение таких задач традиционными методами и тем более «вручную» не дает нужной точности.
DFS-системы — это инструмент поддержки стратегического управления компанией за счет следующих возможностей • Быстро и точно реагируя на изменения ситуации с помощью систем DFS, компания за счет упреждающего управления сохраняет и наращивает свои конкурентные преимущества, временной ресурс которых для компаний исчисляется иногда неделями и даже днями.
Менеджеры видят текущую ситуацию во внутренней и внешней среде предприятия в динамике, максимально точно просчитывают сценарии ее развития в зависимости от множества вносимых изменений.
За счет быстрого поиска в многомерном пространстве факторов и ограничений менеджер получает лучшие решения из возможных вариантов в каждой конкретной ситуации (эффект «золотой середины»).
Преимущество систем DPS состоит в том, что их функциональность (моделирование, анализ, прогнозирование, оптимизация) позволяет максимально быстро достичь высоких и устойчивых результатов деятельности предприятия в неопределенной и меняющейся среде.
Прогнозная функция DFS-систем основана также на обнаружении скрытых закономерностей ситуаций.
В качестве объектов прогнозирования могут выступать любые ценные для управления социально-экономические объекты, выраженные в количественном и даже качественном виде. Сложнейший и запутанный мир объектов представляется в виде ясной многомерной классификации (кластеризации) и стратификации (рейтингования), причем с точки зрения принятия управленческих решений важно то, что многомерное пространство без искажений воплощается в удобной для восприятия и оценки двумерной плоскости, с возможностью пошаговой детализации картинки. В отличие от традиционных статистических методов не предъявляются жесткие требования к распределению данных и к полноте обрабатываемой информации — система работает даже при пропуске информации. Точность прогноза достигает величин, значимо превышающих возможности других методов прогнозирования.
Проработка мультиальтернативных сценариев развития ситуации и дальнейшая проверка их на практике позволяет накапливать успешные решения и создавать не просто базу знаний, но'интер- активную базу знаний. Свойство интерактивности прямо обусловливает высокую эффективность обучения менеджеров предприятия на примерах «родного» предприятия с возможностью новых вариантов оптимизации решений.
Интеллектуальные информационные технологии поднимают на новый уровень и такую современную управленческую концепцию, как сбалансированная система показателей (BSC). Разработка сбалансированных целевых значений невозможна без сбалансирования их ресурсного обеспечения. Эта задача нуждается в инструментах моделирования и интеллектуальной обработки.
Для управления человеческими ресурсами особенно ценно то, что моделированию поддаются такие слабо формализуемые явления, как удовлетворенность, лояльность, мотивация персонала и др. Внедрение интеллектуальных модулей позволит также значимо усовершенствовать операционное управление подбором, оценкой, развитием и стимулированием персонала. Например, на базе интеллектуальных информационных технологий можно создать систему автоматического мониторинга психофизиологического состояния сотрудников опасных производств с целью заблаговременного предупреждения критических (опасных) ситуаций или систему автоматизированного определения рейтинга соответствия кандидатов по заданным параметрам (включая оценку профессионального соответствия, этического и психологического соответствия) при найме и аттестациях.
Приведем примерный перечень задач в сфере управления человеческими ресурсами, решаемых с помощью интеллектуальных информационных технологий.
Стратегический уровень управления человеческими ресурсами(пользователи - топ-менеджеры):
• стратегическое планирование человеческих ресурсов, включаяпрогнозирование рынков труда;
• сценарное имитационное моделирование потребности в рабочей силе для разных корпоративных стратегий и с учетом рисков, ограниченийи возможностей внутреннего и внешнего рынков рабочей силы;
• бизнес-анализ с целью выявления глубинных, скрытых закономерностей организационного поведения и факторов, влияющих на производительность и качество труда;
• балансировка целевых показателей с учетом возможностей и ограничений финансовых, материальных и человеческих ресурсов для сбалансированной системы показателей.
Административный уровень управления человеческими ресурсами (пользователи — директор по персоналу, начальники отделов службы управления персоналом):
• контроллинг персонала, включая стратификацию и рейтингование HR-факторов и выявление точек роста или опасных тенденций;
• сценарное планирование вариантов оплаты труда персоналу по заданным параметрам.
Наличие мощных информационных технологий позволяет реализовать амбициозный проект создания в компании нового качества управления, основанного на упреждающем управлении организационными изменениями на базе моделирования. По сути, речь идет о создании интегрированной динамичной среды управления и обучения. Такая задача особенно актуальна для российских предприятий, отличающихся, с одной стороны, колоссальными темпами изменений и, с другой стороны, дефицитом необходимых организационных компетенций персонала и отсутствием необходимого опыта.
Ситуация большинства крупных растущих компаний требует быстрого (и часто - одновременного) решения следующих сложных задач:
• налаживание процесса стратегического позиционирования и целеполагания (например, в формате системы сбалансированных показателей);
• быстрое осуществление постоянных организационных изменений - от организационно-функциональной реструктуризации до реинжиниринга бизнес-процессов;
• обучение персонала новым управленческим компетенциям;
• формирование эффективных управленческих команд, вооруженных
новейшими инструментами управления;
• возможность точного (стандартизированного), быстрого и экономичного тиражирования и масштабирования бизнеса.
Важно заметить, что при этом стратегическое и оперативное управление компанией или группой предприятий не должно прерываться.
Внедрение упреждающего управления предполагает последовательное осуществление трех этапов:
а) этап подготовки (формирование специальных профессиональных компетенций управленцев);
б) этап разработки моделей материальных и финансовых потоков, организационной модели компании;
в) этап реализации.
Цели управленческой подготовки — обучить интегрированным подходам к управлению компанией без отрыва от производства на основе динамического, организационного и социально-психологического моделирования.
Цели подготовки — сформировать следующие профессиональные компетенции персонала:
• умение строить систему управления организацией в формате современных требований (в частности, в соответствии со стандартами системы менеджмента качества);
• умение просчитывать варианты и последствия изменения ситуаций в условиях меняющейся внешней и внутренней среды;
• умение работать с информацией;
• умение работать с изменениями;
• умение работать в команде;
• коммуникативные умения и умение влиять на других людей;
• другие умения.
И несколько слов о настоящей мечте HR-инженера - инструменте, с помощью которого можно проектировать не только сложнейшие, структурные и процессные модели деятельности компании, но и все виды потоков (информационные, финансовые, материальные и человеческие) в едином визуальном пространстве и, что особенно важно, в одной математической модели. Это создает фантастические возможности по проверке своих инженерных гипотез. Например, можно не только построить экспериментальную многомерную модель перераспределения функциональных обязанностей в формате радикального сокращения кадров или модель революционного реинжиниринга процессов, но просчитать с высокой степенью точности невероятно большое число возможных последствий этой гипотезы.
Главным методом обучения менеджеров будущего, несомненно, станет инновационный метод - управленческий тренажер-симулятор. В последнее время в бизнес-обучении все чаще стали использовать интерактивные методы: модерацию, тренинги, различные методики группового принятия решений («мозговой штурм», синектика, метод Дельфи, метод номинальных групп, метод ассоциаций и др.). Но все же эти методы нельзя считать подлинно исследовательскими, так как они не предусматривают серьезной аналитической работы с информацией, анализ сводится в основном к групповому обсуждению проблемы.
Требованиям подлинного исследовательского (воспроизводящего уже существующие знания) обучения отвечают в полной мере только информационные обучающие технологии, основанные на искусственном интеллекте. Они обеспечивают доступ к колоссальным объемам необходимой информации, позволяют оперативно применять сложнейшие математические расчеты и, самое главное, настоящую интерактивность в режиме реального времени: ведь выдвинутые гипотезы проверяются втечение исключительно короткого времени и исследователь получает потрясающую по своему масштабу картину последствий принятого решения.
Существующие симуляторы основаны на методологии системных «микромиров» (microworlds), которая разрабатывается в Гарвардском и Стенфордском университетах, Массачусетсом технологическом институте. Она легла в основу концепции обучающейся организации (П. Сенге и др.).
Тренажер состоит из двух блоков:
• «интерактивные кейсы» (этот блок направлен на обучение по основным бизнес-дисциплинам: экономике, маркетингу, финансам — в формате интерактивного доступа к моделям. Обучающийся может изменять параметры управленческого воздействия и моментально получать информацию о множественных последствиях этих изменений);
• имитационная модель финансовых и материальных потоков референтных предприятий.
Принципиальная новизна концепции упреждающего управления заключается в том, что параллельно с подготовкой на основе уже имеющихся на рынке симуляторов и программных продуктов класса orgware (со встроенными референтными моделями корпоративной архитектуры предприятий) ведется разработка своего корпоративного симулятора, т. е. моделируется корпоративная архитектура и разрабатывается полная (имитационная) модель финансовых, материальных и человеческих потоков своего предприятия (или группы предприятий).
Имитационное моделирование, поддерживаемое современными программными пакетами, позволяет осуществить самое трудное, но и самое желанное для HR-инженера моделирование — моделирование слабо формализуемых явлений, таких как производственная адаптация, корпоративная лояльность, мотивация, развитие профессиональных компетенций персонала и многие другие.
На этапе реализации упреждающего управления идет подготовка управленческих решений или проектов в специально созданной управленческой лаборатории силами менеджеров, включенных в специально создаваемые управленческие команды. Практическая ценность и результативность работы в таких лабораториях будет обеспечиваться тем, что ставить проектные задания будут высшие руководители, и, в гораздо большей степени, тем, что сотрудники смогут разрабатывать проекты на основе организационного, имитационного и даже социально- психологического моделирования.
Постановку задач (формулировку заданий) осуществляют руководители процесса, конкретный состав которых определяется в зависимости от подготовленности тех или иных сотрудников, от наличия внешних консультантов. Благодаря использованию мощных информационных систем проектные задания, как в области организации управления, так и в области оптимизации и прогнозирования выполняются «под ключ» с исключительно высокой точностью и в беспрецедентно короткие сроки. Заметим, что инструменты DFS применяются и в реальном управлении, и при опережающем обучении в качестве «собственных микромиров».
Это программное обеспечение уже успешно осваивается пусть пока немногими российскими специалистами, а интерфейс, созданный на основе этих пакетов, будет исключительно удобен для среднего пользователя персонального компьютера. Кроме того, логика постановки упреждающего управления на основе моделирования уже сейчас может начать внедряться в тех компаниях, которые освоили азы бизнес-инжиниринга и построили базовые модели корпоративной архитектуры. Группы проекта трансформируются в управленческие лаборатории и готовят проекты в русле совершенствования корпоративной архитектуры по задачам, которые будут ставить топ-менеджеры.
Модули (системы) комплекса DFS включают те функциональные направления, которые актуальны для компании, внедряющей упреждающее управление организационными изменениями (рис. 6.3.9)- Эти функциональные направления соответствуют тематике возможных проектных заданий, которые выполняются с помощью инструментов DFS и которые могут быть использованы как учебные задания для формирования по-настоящему системного управленческого мышления топ-менеджеров, участников управленческого резерва.
В упреждающем управлении нужно применять следующие виды моделирования:
• организационное моделирование (инжиниринг корпоративной архитектуры) осуществляется с помощью программных средств класса orgware;
• социально-психологическое моделирование.
Этот вид моделирования позволяет воспроизводить деятельность группы людей в формате реального времени в заданных социальных и физических условиях. В качестве средства моделирования применяются различные методы организации групповой процедуры принятия решений, таких как модерация, направленная дискуссия и др. Исключительно ценные результаты можно получить, если использовать аппаратурные методики.
Социально-психологическое моделирование — это особое направление прикладной социальной психологии, которое осуществляется при помощи особых приборов (аппаратурных методик), моделирующих закономерности межличностного и межгруппового взаимодействия (в частности, прибор «Арка», групповой сенсомоторный интегратор, гомео-стат). В отечественной науке эти приборы применялись в практике подготовки космонавтов, молодежных лидеров, менеджеров, в ходе исследования возможностей психики человека в экстремальных условиях деятельности (Ф.Д. Горбов, А.С. Чернышев, Л.И. Уманский, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев и др.). Управленческие сферы применения приборов-моделей совместной деятельности — отбор персонала, обучение менеджеров, формирование лидерских качеств и навыков работы в командах, психологическая поддержка сотрудников, тренировка стрессоустойчивости.
Этот метод создает широкие возможности не только для моделирования, но и для контроля и регуляции реальных групповых процессов. Процедура работы предусматривает целенаправленную смену статусно-ролевых позиций участников моделирования (подчинения, руководства, паритетности), обогащающую их индивидуальный опыт реальной жизнедеятельности в группах. В ходе работы с приборами- моделями постоянно осуществляется видеосъемка. Полученный видеоматериал дает активную обратную связь участникам и помогает им корректировать стилевые и процессуальные характеристики руководства и коллективного взаимодействия.
Имитационное моделирование бизнес-среды (финансовых, материальных, информационных, человеческих потоков) является фундаментом упреждающего управления и осуществляется с помощью интеллектуальных информационных технологий.
Работа управленческих лабораторий организуется в формате Ситуационного центра — принципиально новой формы принятия решений.
Ситуационный центр предполагает организацию интенсивного информационного взаимодействия участников с использованием базы данных, электронного хранилища и моделей деятельности компании.
Ключевые признаки Ситуационного центра:
• максимальное удобство для принятия групповых решений с точки зрения процедуры и инструментария (средств представления промежуточных и окончательных результатов групповой работы, а также средств интеллектуальной обработки информации);
• оснащенность интеллектуальными информационными технологиями класса DFS и программными средствами организационного моделирования класса orgware;
• наличие единого визуального поля обсуждения.
Эффективность принятия управленческих решений обеспечивается и исключительно высоким уровнем визуализации картины предприятия, который предоставляют интеллектуальные программные продукты.
Человек руководствуется в своих действиях тем образом мира, который сформировался в его сознании в виде так называемой когнитивной карты. В этой связи сама визуализация эмпирических данных уже преобразовывает их на уровень знания: обобщенные символы более удобны для человеческого восприятия и осмысления, чем текстовые и цифровые презентации. Происходит сжатие исходной информации, причем в структурированном виде. Это имеет принципиальное значение для человека, так как знания — это не дискретные, но целостные картины действительности. Например, компактная визуализация компании и механизмов ее деятельности в виде обобщенной бизнес-модели позволит любому сотруднику быстро и точно составить представления о том, какие стратегии имеет компания и ее подразделения, какие функции и организационные звенья поддерживают эти стратегии, как распределена функциональная ответственность подразделений и сотрудников.
Наиболее концентрированным описанием организации деятельности компании являются известные нотации бизнес-процессов IDEF, DFD и др.
Другой способ описания дают когнитивные карты финансовых и материальных потоков компании, создаваемые при помощи инструментов динамического моделирования, которые позволяют создавать когнитивные карты в максимально удобной для восприятия форме. Именно стремление найти удобное представление полной картины разнесенных в пространстве и времени событий и подтолкнуло немецких генералов времен Первой мировой войны вести военные игры на столах, используя макеты.
На мировом рынке программных решений имеется достаточное количество конкурирующих разработок, разобраться в них и сделать адекватный выбор разработки, которая наилучшим образом подходит для конкретной компании, менеджеры не могут сделать самостоятельно и нуждаются в помощи экспертов.
Интеллектуальные инструменты, соединенные в процедуре Ситуационного центра, содействуют превращению компании в эффективную социотехническую систему принятия решений и радикальным образом ломают сложившуюся практику проведения совещаний, очень затратную по времени (по оценкам экспертов, для менеджеров среднего звена потери времени составляют до 35 % рабочего времени, для топ-менеджеров — до 50-80 %). Качество же самих управленческих решений, вырабатываемых на совещаниях, не поддается точному исследованию, но вряд ли его можно признать удовлетворительным.
Что мешает совещаниям быть эффективными:
• рыхлая структура группового взаимодействия, не учитывающая закономерностей группового поведения и специфики интертипного взаимодействия;
• отсутствие адекватной данным условиям методики принятия решений;
• межличностные барьеры;
• деструктивные групповые явления («огруппление мышления», сдвиг решения к риску и др.).
Но особый барьер — отсутствие достоверной информации в нужном объеме, в прямом быстром доступе и отсутствие инструментов обработки информации, прежде всего интеллектуальной обработки. Задачу преобразования информации до состояния «управленческой пригодности» решают инструменты, объединенные в одну группу под названием «системы поддержки принятия решений».
В комплекс DFS включено несколько типов таких систем:
• Групповые системы поддержки групповых решений (в частности, системы электронных совещаний и др.). Для групповой работы требуются также особые средства управления базами данных, которые контролируют обмен данными: ввод, организацию, генерацию отчетов и т. п.
• Индивидуальные системы. К ним относятся управленческие информационные системы для менеджеров административного уровня (обслуживают функции планирования, контроля, координации взаимодействия в части управления процессами на основе традиционных аналитических средств, предоставляют информацию в детализированном виде) и системы для топ-менеджеров (обслуживают функции стратегического контроля, предоставляют информацию в обобщенном виде, как правило, в виде образов, доступном для понимания, дают возможность топ-менеджерам работать с информацией без посредников с регулируемой глубиной детализации и выбором любого из показателей, позволяют проигрывать мультиальтернативные сценарии развития).
Пользовательский интерфейс для всех типов систем должен обеспечивать работу с моделями (доступ и возможность обновления), многомерное графическое представление данных, поля и результатов моделирования.
Рисунок 24.2 - Глобальные системы поддержки управления – информационно-управленческая платформа будущего
Методологическая идея, представленная на рис. 23, основана на мысли П. Друкера о том, что соединение возможностей информационных технологий и человеческого потенциала — главное конкурентное преимущество компаний XXI века.
Перспективы развития управленческих технологий деятельности персонала связаны с глобальными системами поддержки управления, которые основаны на интеграции следующих условий менеджмента:
• Интеграция управленческих методов;
Интеграция организационных методов (в частности, HR- инжиниринга) и методов личной работы руководителя;
• Интеграция математики и программирования.
Интеграция разработок в сфере математического (и последующего программного) и технического обеспечения, методов искусственного интеллекта, многомерных баз данных, средств интеллектуального анализа, web-технологий.
Колоссальные возможности для повышения эффективности взаимодействия сотрудников создают так называемые коллаборативные технологии (Collaborative Technologies).
Коллаборативные технологии (Collaborative Technologies) — единая среда обмена знаниями, объединяющая информационные и коммуникационные технологии. Эти технологии используют web- инструменты (обмен файлами, сообщениями, календарь, электронная почта, форумы, настольная видеоконференция — в том числе включая чат и доску whiteboard) и позволяют поддерживать распределенную командную работу и дистанционное обучение.
Внедрение этих технологий создает единую среду обмена знаниями, объединяющую информационные и коммуникационные технологии. Эти технологии используют web- инструменты (обмен файлами, сообщениями, календарь, электронная почта, форумы, настольная видеоконференция, чат, доска whiteboard), образуют платформу для создания виртуальной компании, в которой поддерживается распределенная командная работа с доступом к корпоративной базе знаний, перманентное обучение и другие принципиально новые механизмы организационной деятельности. По мнению ведущих западных экспертов, глобальные системы радикально изменят управление компаниями как в плане появления принципиально новых возможностей, так и в плане изменения организационных структур и процессов.
Конечно же, управление человеческими ресурсами в будущем кардинально изменится. Перспектива развития информационных технологий связана с разрушением многих существующих преград (географическая удаленность, физические ограничения людей и пр.) и с революцией в производительности труда, и если HR-инжиниринг воплотится на практике в полном объеме - в эффективности кооперативной деятельности.
Как практически любая сложная структура, информационная система уязвима в смысле возможности нарушения ее работы. Эти нарушения могут иметь как случайный, так и преднамеренный характер, могут вызываться как внешними, так и внутренними причинами. В соответствии с этим на всех этапах жизни системы необходимо принимать специальные меры по обеспечению ее надежного функционирования и защищенности.
Нарушения, вызванные внутренними причинами, ликвидируются методами обеспечения надежности. В этом ИС имеют много общего с другими сложными системами в том, что касается причин неисправностей и проявлений отказов. Специфическим воздействием на ИС являются так называемые компьютерные вирусы. Они вносятся в систему извне и в специфической форме проявляются при ее работе как внутренняя неисправность.
Особую заботу должна вызывать хранящаяся в системе информация, утрата которой может причинить владельцу значительный ущерб. К тому же информация может быть еще и предметом посягательств, которые необходимо пресекать. В этом плане информационные системы имеют существенную специфику. Защищенность информационных систем позволяет обеспечить секретность данных и операций с ними в системах на основе ЭВМ. Для обеспечения защищенности информационных систем созданы специальные технические и программные средства.
Отдельный вопрос – обеспечение в компьютерных системах и технологиях права личности на неприкосновенность персональной информации. Однако коммерческая, служебная и государственная информация также нуждается в защите. Поэтому особую важность приобретает защищенность информационных ресурсов. Для этого должны быть решены вопросы организации и контроля доступа к ресурсам по всем их компонентам. Злонамеренное проникновение в систему и несанкционированный доступ должны быть своевременно выявлены и по возможности пресечены. Для этого в системе анализируются пути несанкционированного доступа и заранее формируются средства его пресечения.
В связи с коллективным использованием многими субъектами одновременно глобальных ИТ остро актуальна проблема защищенности глобальных ИС. На государственном уровне становится важным и военный аспект защищенности информационных ресурсов: считается, что тот, кто выиграет информационную войну, выиграет и всю войну. Поэтому для любой страны защита ее стратегических интересов требует активного и целенаправленного участия в глобальных процессах информатизации.