Пятикнижье Моесеево. Краткий курс лекций. 4 страница

путешествие Авраама в Египет, опасность для патриарха из-за Сары, которой

прельстился фараон, а также вразумление последнего Богом и благополучное

оставление Авраамом Египта.

16. Разлучение Авраама с Лотом.

Третье явление Бога патриарху (Быт. 13)

После возвращения из Египта Авраам поселился на юге земли обетованной, а потом

около Вефиля (2-4 стихи). Между пастухами Авраама и Лота возникли распри из-за

пастбищ для скота (5-7 стихи). Авраам предложил Лоту отделиться от него (8-9

стихи). Затем Лот поселился около Иордана, близ городов Содома и Гоморры (10-13

стихи).

Бог в третий раз явился Аврааму и изрек ему обетования не только о наследовании

земли его потомством, но и многочисленности последнего "яко песок земной" (16

стих). В ближайшем значении обетование это указывало на происхождение от Авраама

израильтян, измаильтян, мадианитян и других народов.

Духовно-таинственный же смысл обетования изъясняет апостол Павел (Гал. 3, 7; ср.

Рим. 9, 6, 7), указывая, что верующие во Христа Спасителя и являются истинным

семенем Авраама и наследниками обетований, данных патриарху. Таким образом,

верующие, чада новозаветной Церкви и являются обетованным Аврааму потомством,

многочисленным, как песок земной. Они-то и наследуют Церковь Христову, имеющую

существовать вечно, сначала как Царство благодати, а затем как Царство славы,

которому не будет конца.

17. Нашествие месопотамских царей на долину Сиддим и пленение Лота (1-12).

Освобождение Авраамом своего племянника (13-16). Встреча и благословение Авраама

Мелхиседеком (17-24) (Быт. 14)

За двенадцать лет перед этим пять городов, находившихся в долине Сиддим, были

подчинены четырем месопотамским союзным царям, во главе которых стоял

Кедорлаомер, царь Еламский, и принуждены были платить дань своим победителям. Но

когда на тринадцатым год цари Пятиградия отложились (1-4 стихи), Кедорлаомер с

союзными царями сделал новое нашествие. Покорив народы, земли которых лежали ему

на пути (5-7 стихи), он нанес возмутившимся царям в долине Сиддим (8-9 стихи)

поражение и с добычей и пленными, среди которых находился Лот, отправился

обратно (10-12 стихи).

Получив известие о постигшем племянника несчастии, Авраам со своими рабами, в

количестве 318 человек, и с союзниками Хананеями погнался за победителями.

Нагнав их около Дана, он неожиданным ночным нападением обратил врагов в бегство

и преследовал их до Ховы (слав. Новала) причем отнял захваченную ими добычу и

племянника Лота (13-16 стихи).

Навстречу возвращавшемуся победителю вышли царь Содомский и Мелхиседек, царь

Салимский и священник Бога Вышнего. Мелхиседек вынес Аврааму хлеб и вино,

благословил патриарха. Авраам же со своей стороны дал ему десятую часть добычи.

Всю остальную добычу патриарх возвратил царю Содомскому, выделив только часть

своим союзникам (17-24 стихи).

По указанию Писания, Мелхиседек был царем Салима, каковое наименование в

древности носил город Иерусалим. Из слов Апостола (Евр. 7, 6) видно, что он не

принадлежал к роду Авраама, и по всей вероятности, происходил из Хананеев,

населявших землю обетованную. Но при этом он не был идолопоклонником, а почитал

Бога Вышняго, Творца неба и земли, священником которого он назван. Этим именем

он отличается от всех, кто окружал его и даже от Авраама. Очевидно, Сам Бог

призвал его к священству и облек этим правом.

Кроме своего ближайшего исторического значения лицо Мелхиседека, по изъяснению

Священного Писания, имело глубокое таинственно-преобразовательное значение. Еще

псалмопевец Давид выразился о Мессии: "Ты иерей во век по чину Мелхиседекову"

(Пс. 109, 4) и этим указал, что священство Мессии будет не по писанному Моисееву

закону, не по чину Ааронову, а священство вечное, стоявшее вне этого писанного

закона, священство по чину Мелхиседекову. В чем состояло это священство, кого

прообразовал в своем лице Мелхиседек - это выясняет святой апостол Павел в 7

главе "Послания к Евреям". По апостольскому изъяснению, самое имя Мелхиседека

(царь правды), его достоинство, как царя Салима и священника, неизвестность его

происхождения и кончины, благословения, данное им Аврааму, и десятина,

поднесенная последним Мелхиседеку, все это имело глубокое прообразовательное

значение по отношению ко Христу Спасителю и вечному Его священству.

При общем прообразовательном значении личности Мелхиседека, толковники в хлебе и

вине, с которыми он встретил Авраама, видят прообразовательное указание на

таинство Евхаристии.

18. Четвертое богоявление Аврааму и завет Бога с ним (Быт. 15)

Бытописатель повествует о четвертом явлении Бога Аврааму в ночном видении и

ободрении патриарха обещанием божественной помощи, защиты и великой награды (1

стих). На ответные слова Аврааму (2-3 стихи) Господь дает обетование о рождении

у него сына (4 стих) и происхождении от него многочисленного потомства (5 стих).

Патриарх поверил обетованию, и эта вера вменилась ему в праведность (6 стих).

Господь подтвердил обетование о наследовании земли Ханаанской (7 стих), и

удостоверил патриарха в непреложности обетования заключением с ним завета через

особый таинственный обряд (8-12, 17-21 стихи). Бог открыл при этом будущую

судьбу потомства Авраама (13-16 стихи).

1 стих

Авраам, возвратившийся после победы к месту своего обитания к дуброве Мамре (13,

18; 14, 13), мог опасаться мщения со стороны этих побежденных царей. Кроме того,

почетное положение, занятое им, могло вызывать зависть в окружающих Хананеях.

Наконец, почтенный возраст патриарха, достигнув которого он все еще не видел

исполнения слов обетования, что от него произойдет многочисленное потомство (12,

2; 13, 16), - все это могло беспокоить Авраама, вера которого нуждалась в

подкреплении. Настоящее четвертое богоявление, отличавшееся особенною

продолжительностью, торжественностью и наглядностью, подкрепляло веру патриарха,

удовлетворяло его в непреложности божественных обетований.

7-8 стихи

На слова обетования Господа, что Авраам имеет наследовать обетованную землю,

патриарх говорит: "Владыка Господи! По чему мне узнать, что я буду владеть ею?"

В вопросе Авраама нельзя видеть сомнения и колебания его веры: его слова

выражают только желание знать, когда исполнится обетование о наследии земли

Ханаанской.

Такой смысл вопроса выясняется из дальнейших слов Господа, Который говорит, что

потомство патриарха наследует землю обетования через 400 лет (ст. 13 и 16).

9-17 стихи

Животные, которые по указанию Господа берутся патриархом, впоследствии указаны

были законом Моисеевым как чистые жертвенные животные (Лев. 1, 2; 10, 14). Этим

указывалось на жертвенный характер завета, заключенного с Авраамом. Обряд

рассечения животных был заимствован из древнего обычая, соблюдавшегося при

заключении союзов и договоров, обычая, по которому договаривающиеся лица

проходили между рассеченными частями животного (Иер. 34, 18-19). Это прохождение

знаменовало, что лица, договаривающиеся в силу заключаемого союза, должны отселе

составлять одно неразрывное целое, каковым некогда было рассеченное животное.

Кроме того, рассечением животных указывалось на то, какая судьба должна

постигнуть нарушителя заключенного союза. Голуби и горлицы, как символы

чистосердечия и верности, при этом не рассекались. Хищные птицы, от которых

Авраам охранял животных завета, служили указанием на те опасности, которые

грозили потомству патриарха со стороны окружающих языческих народов. Откровением

о судьбе потомства Авраама Господь указывает на рабство египетское, которое в

недалеком будущем предстояло евреям, плотским потомкам патриарха.

Продолжительность этого рабства с присоединением к нему времени странствования

патриархов, в настоящем случае определяется периодом - "лет четыреста".

Божественный суд над поработителями потомков патриарха и возвращение их в землю

обетования "со имением многим" (14 стих) совершилось, когда после страшных

казней египетских (Исх. 7-12) евреи оставили страну порабощения, выйдя отсюда с

великими богатствами (Исх. 12, 35-36). Причина, по которой потомкам Авраама

земля обетованная дается через долгий четырехсотлетний период времени,

указывается в словах "ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась";

только тогда, когда нечестие Хананеев переполнит меру долготерпения и милосердия

Божия, Господь покарает нечестивцев и землю их передаст во владение потомков

Авраама.

Внешние образы - дым, как бы из печи и пламя огня, под видом которых Господь

прошел, с заходом солнца, между рассеченными животными, представляли собой обе

стороны, вступающие в завет. Дымящаяся печь знаменовала собой потомков Авраама,

для которых в будущем предстояло египетское порабощение, иногда изображаемое в

Священном Писании под образом пещи железной (Втор. 4, 20; Иер. 11, 4),

светильник огненный указывал на Бога, благодать Которого имела просвещать тьму

бедствий и страданий потомков Авраама в Египте.

19. Пятое явление Бога Аврааму и

установление завета обрезания (Быт. 17)

При пятом явлении Своем Бог подтвердил Свое обетование о многочисленности

потомства Авраама и в знамение этого переменил его имя и имя Сары. Господь

установил обрезание, как видимый знак завета (9-14). Он дает откровение о

рождении Исаака и происхождении от Измаила многочисленного потомства (18-20).

Авраам совершает над собою и домочадцами обряд обрезания (21-27).

Стихи 1-9, 15-16

По указанию Писания, обрезание имело нравственное и

таинственно-прообразовательное значение. В своем нравственном смысле и значении

обрезание внушало человеку необходимость бороться со своими греховными

склонностями, необходимость обрезания не плоти только, но "сердца и ушей", то

есть отсечение, искоренение всех дурных помыслов, склонностей и стремлений (Вт.

10, 16; Лев. 26, 41; Иер. 4, 4; 6, 10; Деян. 7, 51). Отсюда истинно обрезанным,

по Апостолу, является "не тот Иудей, кто таков по наружности и не то обрезание,

которое наружно, на плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание,

которое в сердце по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога"

(Рим. 2, 28-29).

Святому апостолу Павлу принадлежит также объяснение

таинственно-прообразовательного значения обрезания. В Послании к Римлянам он

называет обрезание (4, 11) печатью праведности через веру (4, 11), поскольку

обрезание было действительно и имело значение только при вере в обетованного

Искупителя. Апостол видел также в обрезании прообразовательное указание на

новозаветное крещение (Кол. 2, 11-12). Таким образом, по апостолу Павлу,

рукотворенное ветхозаветное обрезание предъизображало собою нерукотворенное

новозаветное обрезание - крещение, состоящее в совлечении тела греховного плоти.

По словам церковных песней, обрезание и совершение этого обряда именно в восьмой

день по рождении младенца изображало будущую непрестанную "осмаго века жизнь",

указывало на искупление (как бы восьмой день жизни человечества), когда "Господь

человеческие прегрешения обрезует" (тропарь по четвертой песни канона 14

января).

Как глубоко таинственный прообраз союза человека с Богом через веру во Христа,

обрезание называется заветом вечным (13 стих). Наказание, изрекаемое

необрезанному - "истребится душа та из народа своего" - можно понимать в смысле

отлучения от общества верующих, от Церкви, лишения тех великих благ обетования,

наследниками которых являются истинно обрезанные потомки Авраама - плотские и

духовные.

Стихи 17-22

Недоумение и смех Авраама, с которыми он встретил слова обетования, не выражали

неверия и сомнения в возможности исполнения обетования. Глубокую веру, с которою

Авраам встретил обетование, засви-детельствовал святой апостол Павел, когда

сказал, что патриарх "не поко-лебался в обетовании Божием неверием, но пребыл

тверд в вере" (Рим.4,20).

Смех Авраама в настоящем случае был смехом радости и потому Халдейские таргумы

передают здесь мысль еврейского подлинника словами: "возрадовался, изумился".

Стихи 23-27

Авраам немедленно исполнил повеление Божие. Он обрезал себя и всех своих

домочадцев. Измаилу в это время было 13 лет. Отсюда получил начало обычай

аравийских племен и магометан, которые свое происхождение от Измаила,

обрезываться на тринадцатом году жизни.

20. Шестое богоявление Аврааму (Быт. 18)

Стихи 1-2

Основным содержанием этих стихов является указание на то, что под видом трех

странников Аврааму явился Сам Бог: "явился ему Господь…". Явление их усвоено

было древней христианской иконографией для выражения тайны Святой Троицы.

21. Рождение Исаака. Седьмое явление Бога Аврааму.

Изгнание Агари с Измаилом (Быт. 21)

Стихи 12

Божие обетование: в "Исааке наречется тебе семя" в ближайшем смысле указывало,

что не все плотские потомки Авраама (например, измаильтяне) будут считаться его

семенем, потомками Авраама, избранным народом, носителем мессианских обетовании

ветхозаветного человечества будет только потомство Исаака. Но этим не

ограничивается смысл обетований. Новозаветное откровение в истории Сарры и Агари

видит духовный смысл и потому изъясняет эту историю и обетования, связанные с

нею, в таинственно-прообразовательном смысле по отношению к Церкви новозаветной.

Святой апостол Павел в четвертой главе послания к Галатам (4-21-31) говорит, что

Авраам имел двух сыновей - одного от рабы (Агари), другого от свободной (Сарры).

Но рожденный от рабы рожден по плоти, а рожденный от свободной - по обетованию.

Сарра, мать Исаака, сына обетования, не раба, а свободная, долгое время прежде

неплодная, а потом положившая начало многочисленному потомству, предъизображала

собою новозаветную Церковь (Гал. 4, 26). Таким образом, потомками Сарры через

Исаака являются сыны Церкви новозаветной - все верующие, во главе с основателем

Церкви - Господом Иисусом Христом. В противоположность этому Агарь и родившийся

от нее по плоти Измаил предъизображали синагогу иудейскую, находившуюся под

рабством ветхозаветного закона, и в более широком смысле - всех не познавших

Христа.

22. Восьмое явление Бога Аврааму (Быт. 22)

Стих 1

Время последнего (восьмого) богоявления Аврааму Бытописатель указывает

неопределенно "и было, после сих происшествий". Исаак находился в это время в

таком возрасте, что в силах был нести на себе дрова для жертвоприношения.

Поэтому можно заключить, что после событий, изложенных в первой половине 21

главы, прошло достаточное время. Одни толковники (предполагают, что Исааку было

12 лет, другие - 25, третьи 37. Но в возрасте 12 лет он едва ли мог нести

тяжелую связку дров для жертвоприношения; когда Исааку было 37 лет, умерла его

мать Сарра, о чем повествуется после - (23, 1). Вероятнейшим представляется

мнение, что Исаак шел на заклание в том же возрасте, в котором пострадал Иисус

Христос, прообразуемый Исааком, то есть 33 лет.

Стихи 2-10

"Земля высокая", куда должен был идти Авраам, в еврейском тексте называется

землею Мориа. Под этим именем толковники обыкновенно разумеют ту гору Мориа, на

которой впоследствии Соломон построил Иерусалимский храм (2 Пар. 3, 1).

Некоторые толковники, разумея под горою Мориа Голгофу, отождествляют место

распятия Спасителя с местом жертвоприношения Исаака.

Стихи 11-14

Под ангелом Господним (евр. "Ангел Иеговы") явившемся Аврааму, толковники

разумеют Ангела Завета, Второе Лицо Святой Троицы. Слова, которые произносит

явившийся патриарху Ангел, показывают в нем лицо Божественное (стихи 12-15, 18).

Сущность, значение и цель великого испытания Авраама подробно и обстоятельно

изъясняют Священное Писание и святые отцы и учители Церкви. Сам Бытописатель

говорит, что необыкновенным повелением, данным патриарху, Бог "искушал Авраама"

(1 стих). Конечно, искушение это было нужно не для Бога, Который, как

Всеведущий, знал, что патриарх выйдет победителем из предстоящего ему искушения,

но для самого Авраама и для всех последующих поколений. По отношению к самому

Аврааму настоящее искушение имело своею целью укрепить веру патриарха. Силу и

значение глубокой веры Авраама выясняет святой апостол Павел, когда говорит:

"Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и, имея обетование,

принес единородного, о котором было сказано: "в Исааке наречется тебе семя". Ибо

он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить" (Евр. 11, 17-19). Но, по

апостолу Иакову, "вера без дел мертва", и потому Авраам оправдался от дел

"возложив на жертвенник Исаака, сына своего". "Видишь ли, что вера содействовала

делам его, и делами вера достигла совершенства" (Иак. 2, 20-22).

С другой стороны, пример Авраама имел важное значение для всех последующих

поколений, которым в великом самоотверженном подвиге патриарха указан достойный

подражания пример (14 стих). Наконец, искушение Авраама имело и глубокое

прообразовательное значение: в жертве Исаака Господь предуказал великую

голгофскую жертву. Подобно тому, как Авраам не пощадил ради Господа сына своего

возлюбленного (12 стих), так Сам Господь "Сына Своего не пощадил, но предал Его

за всех нас" (Рим. 8, 32, ср. Ин. 3, 16). По святому апостолу Павлу Авраам при

жертвоприношении Исаака думал "что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и

получил его в предзнаменование" (Евр. 11, 19), то есть получил его как прообраз

воскресения Христа Спасителя, последовавшего после Его искупительной смерти.

Поэтому Исаак, приносимый в жертву, по словам церковной песни - был образом

Христовой смерти (тропарь по шестой песни канона, в неделю праотцев). "Авраам

же, жряше сына, предвоображал заклание вся содержащего" (тропарь по шестой песни

канона 2 января). При таком общем прообразовательном значении жертвоприношения

Исаака, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, и частные обстоятельства,

сопровождавшие это событие, имели прообразовательное значение по отношению ко

Христу Спасителю. Именно Исаак исходит из дома отца к месту, назначенному Богом

для жертвоприношения. Иисусу Христу надлежало выйти из Иерусалима и пострадать

вне врат его (Евр. 13, 12); Исаак нес на себе древо для жертвы, Христос нес

орудие Своей смерти - крест. В том обстоятельстве, что вместо Исаака принесен

был овен, предуказывало страдание Христа только по человечеству. Его тридневное

воскресение предуказывалось тем, что Исаак вернулся живым на третий день.

Стихи 15-19

Настоящее обетование есть повторение и заключение всех обетовании, бывших

Аврааму, и потому отличается особенною торжественностью. Обетование о семени,

через которое все человечество получит благословение, относится к явлению в мир

Христа Спасителя, искупившего человечество.

Всех богоявлений и откровений Божиих Аврааму было восемь:

Первое, в Уре Халдейском, когда Господь повелел Аврааму оставить свое отечество

(Быт. 12, 1-3).

Второе, в Сихеме, где Господь объявил Аврааму, что эта земля будет принадлежать

ему. Здесь был первый жертвенник Авраамов (Быт. 12, 7).

Третье, около Вефиля, по разлучении Авраама с Лотом (Быт. 13,3,14).

Четвертое, в ночном видении, когда Авраам вступил в завет с Богом (Быт. 15).

Пятое, при котором Авраам и Сарра получили новые имена и установлено обрезание

(Быт. 17, 1-21).

Шестое, когда Авраам принял трех странников и узнал о гибели Содома (Быт. 18).

Седьмое, бывшее по случаю изгнания Агари и Измаила (Быт. 21).

Восьмое, при жертвоприношении Исаака (Быт. 22).

23. Исав и Иаков (Быт. 25)

Два сына Исаака - Исав и Иаков явились родоночальниками двух народов идумеев или

эдомитян и израильтян или евреев. Несмотря на быстрый рост потомства Исава,

младший народ - потомки Иакова - вскоре превзошел своих братьев и поработил их

себе. Окончательно идумеи были подчинены Иоанном Гирканом (за 120 лет до Р.Х.),

который заставил их принять обрезание. Тем самым идумеи подчинились евреям не

только в политическом, но и религиозно-нравственном отношении. С этого времени

имя идумеев, как отдельного народа, исчезает из истории.

В высшем духовно-таинственном смысле судьбы потомков Иакова и Исава имели, по

толкованию Апостола, прообразовательное значение. Они предсказывали судьбу двух

народов - иудеев, плотских потомков Исаака и христиан - верующих из всех

народов. Исав, которому по первородству принадлежали особые преимущества,

прообразовал евреев, которым, как Богоизбранному народу, принадлежали великие

блага "всыновление и слава, и заветы, и законоположение, и служение, и

обетование, от них произошел по плоти и Искупитель человечества" (Рим. 9, 4-5),

Иаков был прообразом язычников. Но несмотря на это, евреи не наследовали великих

благ обетований, данных их отцам.

Вместо плотского Израиля в Церковь Христову были призваны верующие из всех

народов. Это отвержение плотских потомков Авраама и избрание духовного Израиля и

предуказано было в обстоятельствах рождения Ревеккою Исава и Иакова. Это

избрание одного и отвержение другого, спасение человека вообще, зависит от

божественного предопределения, которое основывается на предвидении и правосудии

Господа.

Стихи 12-15

Видение Иаковом таинственной лестницы можно рассматривать прежде всего в

ближайшем значении по отношению к самому Иакову и затем в духовном или

таинственно-прообразовательном смысле по отношению к божественному устроению

спасения человеческого рода.

По отношению к Иакову, оставившему отеческий дом, окруженному чуждыми народами,

идущему в отдаленную землю, таинственное видение показывало, что Иаков не

оставлен без покровительства, что Господь бодрствует над одиноким странником,

охраняет его через Своих ангелов.

Поэтому Господь ободряет Иакова, обещая ему Свое покровительство во всей его

последующей жизни и благополучное возвращение в землю обетованную.

В общем же плане божественного домостроительства о спасении человечества видение

Иакова поясняло и дополняло прежние обетования об Искупителе. Оно предуказывало,

что несмотря на отпадение человека от Бога, Господь бодрствует над падшим

человечеством, что Бог, промышляя о человеке, невидимо посылает на землю ангелов

для служения людям, ищущим спасения (Евр. 1, 14), и что в определенное время Сам

Господь сойдет на землю. Своим схождением и воплощением в потомстве Авраама,

Исаака, Иакова Господь соединит небо с землею, падшее человечество примирит с

Богом. Сам Христос Спаситель засвидетельствовал исполнение прообразовательного

видения Иакова на Себе, когда сказал Нафанаилу, а в лице его всем апостолам

"отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к

Сыну Человеческому" (Ин. 1, 51). Словами этими Спаситель выразил ту мысль, что

соединение неба с землею, предуказанное в видении Иакову, вполне осуществлялось

теперь, с пришествием на землю Сына Человеческого, Второго Лица Святой Троицы.

Отсюда лестница, указывавшая на пришествие Сына Божия, по толкованию Церкви,

проооразовала Матерь Божию Деву Марию, чрез Которую совершилось воплощение

Христа Спасителя. Поэтому Церковь в своих песнопениях прославляет Богоматерь,

как Лестницу "юже Иаков виде, по ней же сниде Бог, вознеся нас" (тропарь по

третьей песне канона в четверг утром, третий глас).

Лестницею Богоматерь, по объяснению церковных песней, именуется потому, что чрез

Нее "воистину нам Бог споживе схождением божественным и живот подаде человеком"

(тропарь по пятой песни канона в пятницу утром, шестой глас). Поэтому

повествование о видении Иаковом таинственной лестницы полагается Православною

Церковью как паремийное чтение в богородичные праздники (вместе с чтениями из

книг Притч. 9, 1-11 - о Премудрости и пророка Иезекииля 44, 1- 4 о вратах

затворенных).

Обетования, которые изрекает Господь в первый раз Иакову, уже неоднократно

изречены были его отцу и деду. Это - обетования о наследовании Иаковым и его

потомками земли Ханаанской, о многочисленности его потомства и о благословении

через семя патриарха всех народов земли.

Стихи 16-22

Проснувшись, Иаков засвидетельствовал, что Господь показал Свое особенное

присутствие на месте бывшего ему видения; с благоговейным страхом патриарх

сказал, что здесь Дом Божий и врата небесные, то есть здесь Бог особым образом

явил Свое присутствие подобно тому, как дом (дворец) царя и ворота города (где в

древности производился суд), явились обычным местом присутствия царя. Памятником

бывшего ему богоявления Иаков поставил камень, служивший ему изголовьем, возлил

на него елей, служивший символом милости и благодати Божией и дал имя этому

месту Вефиль, что значит дом Божий. По смыслу обета, произнесенного при этом

Иаковом, камень, поставленный им, должен быть для Него домом Божиим, то есть

местом священным - храмом. Кроме этого, по тому же обету Иаков обещал посвятить

Богу десятую часть своего имущества. Можно думать, что десятина, посвящавшаяся в

подзаконные времена скинии, в патриархальное время употреблялась на дела

благотворительности (ср. Втор. 14, 28-29).

Возвращаясь на родину после многолетнего пребывания у Лавана, Иакова берегу

потока Иавок в уединении вознес молитву Богу о спасении от предстоящих

опасностей. Здесь ночью ему явился Некто, боровшийся с ним до зари (24 стих).

Видя как бы невозможность побороть Иакова, он повредил бедро патриарха, и

последний его не хотел отпускать, пока тот не даст ему благословения (25-26

стихи).

Тогда таинственный борец дает патриарху новое имя и объясняет значение этого

имени (27-28 стихи). На вопрос же Иакова о его имени, он ответил, что его не

нужно знать патриарху, и после сего благословил Иакова (29 стих). Знаменательное

событие, совершившееся на берегу потока Иавока, патриарх увековечил именем,

которое он дал месту таинственной борьбы (30 стих). Для самого Иакова памятником

таинственной борьбы осталась его хромота, а для потомков патриарха событие это

увековечилось обычаем не есть жилы животного при бедре (31-32 стихи).

Стих 24

По ясному указанию Писания с Иаковом боролся Сам Бог. На это указывает -

во-первых, имя, данное патриарху - Израиль, что означает "богоборец". Далее сам

Иаков дает месту таинственной борьбы наименование "Пенуэл" (слав. "вид Божий"),

что значит лицо Божие, указывая этим на то, что он находился в особенном близком

общении с Богом и остался жив: "я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа

моя" (30). Значение же таинственной борьбы для самого Иакова выясняется словами:

"ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь". Этими словами внушалось

Иакову, что беспокойство его напрасно, что боязнь его пред братом не имеет

оснований, что Иаков в силах одолеть врага. Таким образом, молитва Иакова,

некогда хитростию предвосхитившего права первородства, принадлежавшие Исаву (25,

29-34; 27, 1-40), склонила божественное правосудие на милость. Иаков своею

верою, молитвою и упованием на божественное милосердие как бы победил гнев

Божий.

Этим указывалось, что чистосердечное раскаяние и молитва всегда могут склонить

гнев Божий на милость. В этом отношении борьба Иакова с Богом, по мнению святых


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: