Принцип шестой

Выразителям темпа является не только частота совершения каких-то циклических действий, но и скорость перемещения объекта относительно фона или скорость его перемещения в пределах кадра.

Монтаж по темпу движущихся объектов.

Принцип пятый.

Требования выполнения принципа монтажа по фазе движущихся объектов распространяются и на соединение кадров с движущейся лошадью, и на стык с кривошипно-шатунным валом, и на съемку дирижера с оркестром.

Без помощи слов, используя пластические образы для передачи смысла, рассказать содержание – главное, принципиальное отличительное достоинство экрана.

Обиженная судьбой героиня бежит по городу. По одной улице, по другой, по набережной, по мосту. Что сложного в такой съемке? Принцип соблюдения направлений известен – бери камеру и снимай. Но актриса должна двигаться с одинаковой скоростью. Стык кадров с движением в разном темпе, будет означать для зрителя перемену в ходе событий на экране. Если стоит задача остановить бег героини, то лучше это делать внутри кадра. Но до этого момента, на протяжении всей монтажной фразы темп движения должен быть единым. Темп не следует путать с ритмом.

Рассмотрим вариант, когда оба кадра на стыке статичные и скорость объекта проявляется в движении по отношении к границам кадра.

Автомобиль движется с одинаковой скоростью, а впечатление, что во втором кадре скорость возросла в два раза. Причем изменилась мгновенно, «по-щючьему велению», без каких-либо объективных причин. Но если внимательно приглядеться, можно догадаться где была совершена ошибка. Просто путь который проделал автомобиль, чтобы пересечь кадр в первом случае в три раза длиннее, чем во втором. При одной и той же скорости, в первом кадре машина преодолевает расстояние от рамки до рамки - за три сек, а во втором - за одну. Для зрителя это расстояние одинаково, а время сократилось втрое. Кроме того, увеличение масштаба съемки, при котором корпус машины занял большую площадь экрана, усугубляет ощущение моментального возрастания скорости. Можно, конечно, улучшить восприятие если дать машине выехать за рамку в первом кадре, но сохранить впечатление, что в действиях главного объекта ничего не изменилось, все равно не удастся. Что делать?

Чтобы выполнить условия сразу двух принципов межкадрового монтажа (по крупности и по темпу) для обеспечения комфортного восприятия, необходимо путь движения машины при той же скорости движения во втором кадре сделать равным или почти равным тому, который автомобиль проделал в предыдущем кадре.

Поменяется мизансцена и композиция, фронтальное построение первого кадра смениться диагональным во втором. Такое изменение улучшит комфортность восприятия, смена планов станет мягкой, а по смыслу действие будет развиваться дальше.

Рассмотрим второй вариант, когда два соседних плана снимаются панорамой сопровождения. Объект по отношению к рамкам кадра почти неподвижен. Перемещается только фон относительно нашего объекта. Пусть таким объектом станет яхта и шкипер. Поставили камеру на первую точку и сняли яхту на фоне леса, панорамирую камеру по мере движения судна. Камера стояла на берегу, удобство съемки максимальное. Но во втором кадре нужно снять действия яхтсмена. Меняем фокусное расстояние до 2-го среднего плана и снимаем стой же точки.

Даже если мы будем снимать в режиме трансляции на ПТС, и вторая камера у нас с длиннофокусным объективом стоит значительно ближе к проплывающей яхте - результат существенно не изменится. Яхта движется с неизменной скоростью. В первом кадре кусочек берега с двумя елками, а если точнее, условная точка у основания этих деревьев проплывает, допустим, за 10 секунд. А во втором кадре, любая точка фона проскакивает в 5 раз быстрее. Эффект возрастания скорости очевиден. Допустим, мы снимаем игровой эпизод и заставляем яхту пройти ещё раз мимо камеры на другом расстоянии, например в семи метрах. Тот же объектив захватит в кадр участок берега, но в 20 метров.

Но ожидаемого результата –мягкого стыка, мы не получим. Дело в том, что с приближением яхты к камере при условии, что панорама должна сопровождать её, какое-то время держать её в кадре с неизменной композицией, резко, в несколько раз возрастает угловая скорость поворота камеры в момент панорамы. А значит ещё больше увеличиться скорость движения фона в рамке, и возникнет ощущение, что яхта помчалась ещё быстрее. И ещё зритель увидит, что резко увеличилось расстояние между берегом и яхтой, масштаб фона остался прежним, а яхта и шкипер выросли в размерах.

Выход есть. И при трансляции, и для игровой сцены нужно установить камеру на катер, который будет плыть рядом с яхтой. Но при этом на камере должен стоять объектив с большим углом захвата. Только при такой съемке удастся соблюсти все требования монтажа по темпу и сохранить, при переходе с кадра на кадр местоположение яхты по отношению к берегу.

Даже если в кадре окажется участок берега не в 20 метров, а в два раза меньше, такое изменение не окажет существенного влияния на восприятие стыка. Зритель его не заметит.

Но может получиться так, что нам необходимо снять первый кадр с яхтой статично, без панорамы, а во втором осуществить съемку с движения. Ответ дает десятый принцип межкадрового монтажа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: