Мотивация трудового поведения, связь потребности человека, мотивов и стимулов к труду

По мере развития и совершенствования рыночных отношений в российской экономике усиливается конкуренция хозяй­ственных субъектов за рынки ресурсов и товаров. Возрастает роль человеческого фактора, отдача от которого зависит от оптималь­ного решения комплекса взаимосвязанных вопросов:

• чем мотивировать индивида?

• каким образом и по каким направлениям развивать мотивацию внутри компании?

• каким должно быть соотношение материальных и моральных стимулов для отдельных категорий персонала организации?

• какие показатели выбрать для материального стимулирования отдельных категорий персонала?

• каким образом добиться ответственности и как распределить?

• как соотносятся мотивация и ответственность и каким образом отразить эти аспекты в трудовом контракте?

Категория «мотивация» в управлении имеет двоякое толкова­ние. Во-первых, под мотивацией понимается внешнее и внутрен­нее побуждение человека следовать тем или иным поведенческим моделям (мотивирование). Внешняя мотивация представляет со­бой административное воздействие, или собственно управление: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. Внутренний процесс мотивации является более сложным и пред­полагает формирование определенной модели поведения. В этом случае необходимо найти психологический способ усиления же­лательных качеств личности работника и ослабления отрицатель­ных факторов труда, например снижения его монотонности. Внут­ренняя мотивация требует от менеджера больших усилий, знании и навыков. Мотивационная функция будет выглядеть следующим образом:

Мотивация =f(направленность; сила; настойчивость).

Во-вторых, мотивацию трактуют как психологическое состояние, т.е. готовность к определенному поведению. Здесь основное внимание уделяется внутриличностным элементам мотивации (потребностям, установкам, ценностям) и их формированию и изменению самим человеком.

Такое методологическое разделение феномена мотивации позволяет также выявить основные компоненты, через которые мож­но влиять на организационное поведение. На мотивацию можно влиять через сознательное изменение установок, мотивов, потреб­ностей, а можно — через ситуационное активирование мотива. Второй механизм чаще применяется в отношении сформировав­шихся личностей, первый — более молодых людей.

Успешный руководитель должен понимать, что мотивы работа­ют в сложном переплетении с прочими психическими явлениями (потребностями, стимулами, установками, притязаниями, ожида­ниями и оценкой).

Принят следующих механизм мотивации работников (рис. 9.1).


Рис. 9.1. Механизм мотивации работников

Потребность (объективная необходимость) сталкивается с текущими притязаниями и ожиданиями работников (различаются пост пени ситуационной конкретизации), которые направлены на те или иные блага (услуги, продукты, ценности) или стимулы. Важно отметить, что стимул может быть и нереализуемым, тогда он будет отторжен сознанием работников. Однако в случае реализуемого стимула происходит его принятие, и в сознании формируется не актуализированный мотив, Для превращения последнего в ката­лизатор поведения личности работника решающее значение имеет новизна ситуации, состояние внешней среды, в которой нахо­дится работник. Если ситуация известна, то «в игру» вступают установки (предрасположенность человека к различным формам поведения). Если установка позитивна, то формируется актуали­зированный мотив, ведущий к непосредственным действиям.

Если же ситуация неопределенная, сознание работника «вклю­чает» рационально-оценочный процесс. Он позволяет оценить «затраты и выгоды» различных форм поведения и в случае пози­тивного исхода формирует актуализированный мотив и конкретное поведение работника.

3. Мотивация и стимулирование труда персонала: основные понятия, содержание, виды стимулов, используемых в управлении персоналом

Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.

Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией.

Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации3.

Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов4. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности5.

Мотив - это побудительная причина, повод к тому или иному действию. В основе мотивов лежат потребности человека, порождаемые нехваткой чего-либо, нуждой в чем-то, без чего он ощущает состояния дискомфорта, внутренней и внешней неуравновешенности, а соответственно, - стремление их преодолеть. К внутренним мотивам человеческого поведения относятся любовь к своему делу, стремление к самосовершенствованию, творчеству.

Стимул - внешнее побуждение к действию или причина поведения, которые могут вызвать разные мотивы; они ориентированы на удовлетворение потребности, их можно проследить, спланировать, отменить.

Различают четыре основные формы стимулов.

1. Принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используют административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.

2. Материальное поощрение. Сюда относят стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.

3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, публикации в прессе, правительственные награды и др.

4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения (написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма и др.). Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: