Соотношение власти и насилия

На протяжении всей истории человечества любая власт­ная система так или иначе, в той или иной степени основана на акте или актах насилия. Сила слишком часто выступала не в качестве последнего, а в качестве первого и решающего аргумента. Необходимость насилия и принуждения в каче­стве механизмов регулирования поведения людей в об-' ществе определяется недостаточностью одних только средств поощрения и порицания. Неотъемлемым атрибутом власти являются санкции, наказания, в том числе физическое при­нуждение.

По-видимому, выражение «сильный всегда прав» восхо­дит еще к тем временам, когда спор решался исключительно с помощью физического насилия. В этом смысле власть представляет собой проявление превосходства в сугубо ма­териальном смысле: если я обладаю способностью подавить или убить другого человека, то я «сильнее» его, я способен подчинить его своей власти. Слишком часто власть являлась результатом военной победы, узурпации, брато- и отцеубий­ства, государственного переворота или какого-либо иного незаконного деяния.

Для любого человека, знакомого с историей, это настоль­ко очевидный факт, что здесь вряд ли есть надобность при­водить какие-либо примеры. Поэтому безо всякого преуве-


личения можно сказать, что уже у первоистоков на власти, как говорится, лежит каинова печать. Приходится признать и то, что в основе множества самых мирных, считающихся в наши дни самыми законными и укладывающимися в рамки права, общественных и политических феноменов лежит на­силие. Все важнейшие атрибуты современной демократии и правового государства прошли испытание насилием. На­пример, национально-государственный суверенитет, торже­ство права и закона над божественным правом государей на власть, разделение власти и др. первоначально являлись объектом ожесточенной идеологической и политической, в том числе и вооруженной, борьбы между противоборствую­щими группами, сословиями, классами, государствами.

На пути разработки, учреждения и институционализации этих принципов и институтов каждая страна прошла через революции, гражданские войны, цареубийства и другие формы насилия. Великобритания, считающаяся одной из самых совершенных демократий современного мира, пере­жила две революции, причем в первый раз она избавилась от своего короля, отрубив ему голову. Еще в большей степени это верно применительно к Франции, которая, прежде чем окончательно принять демократические ценности и инсти­туты, прошла через несколько революций и переворотов. В США политическая демократия и рыночно-капиталисти-ческие отношения одержали окончательную победу лишь в результате жестокой Гражданской войны.

Естественно, что власть ни в коем случае нельзя свести к силе, тем более к голой физической силе или насилию. Но нельзя не учесть и тот факт, что власть, не опирающаяся на силу, не способная добиться реализации своих решений, в том числе силой или угрозой применения насилия, может оказать­ся лишь благим пожеланием или просто блефом. В этом смыс­ле власть представляет собой форму выражения силы. В руках государства власть служит средством разрешения проти­воречия между необходимостью порядка и разнообразием ин­тересов в обществе, сопряженных с конфликтами. С этой точ­ки зрения, власть призвана обеспечить порядок в обществе, обуздать стихию человеческих страстей.

Отношения власти, которые мы наблюдаем и в которых Участвуем сами в семье, в школе, на работе, в армии, в поли­тической организации, включают несколько обязательных элементов: не менее двух сторон власти (ее субъекта и объекта), распоряжения осуществляющего власть, подкреп-


ленные возможностью санкций (каких-либо мер воздей­ствия) за их невыполнение, подчинение получившего рас­поряжение тому, кто его отдал, и, наконец, существование общественных норм, устанавливающих обязательность та­ких отношений.

Поэтому политическая власть никогда не бывает всеисклю-чающей властью. Рядом с ней — и зачастую в противовес ей — существует множество других источников и форм власти и ав­торитета, которые призваны уравновешивать и ограничивать ее. Это власть и авторитет традиции и обычая, разного рода организаций, объединений, институтов гражданского обще­ства, таких как церковь, семья, университеты, бизнес, обще­ственное мнение и средства массовой информации, профсою­зы и заинтересованные группы, господствующие в обществе нравственные императивы.


Тема 6. ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Как уже отмечалось, государство и власть являются теми ключевыми элементами, вокруг которых объединяются все ос­тальные состаштяющие мира политического. В отличие от всех других общественных и политических организаций государ­ство призвано формировать и реализовать единую волю, еди­ные цели и интересы, объединяющие всех граждан общества. Все процессы и события, происходящие в стране, деятельность всех без исключения граждан, организаций, объединений, партий, сфер жизнедеятельности людей, взаимоотношения между ними регулируются правовыми нормами и законами, принимаемыми и защищаемыми государством.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: