Иерархическая природа государства

Тема 7. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА

Государство делает государством целый комплекс при­знаков и характеристик, которые качественно отличают его от всех других форм общественной самоорганизации людей. Выше мы уже говорили о том, что государство отличается, на­пример, от церкви тем, что оно представляет собой полити­ческую самоорганизацию людей на определенной строго очерченной территории. Сейчас мы уделим главное внимание тем особенностям, которые в совокупности составляют сущ­ностную основу государства.

Было бы чистейшей воды лукавством утверждать, что го­сударство в одинаковой мере служит интересам, потребнос­тям, нуждам всех слоев, классов, групп, категорий населе­ния. Никогда нельзя забывать ту банальную истину, что общество состоит из разнородных конфликтующих соци­ально-политических сил, обладающих разными весом и вли­янием, потребностями и интересами, разными, так сказать, весовыми категориями. При таком положении вещей при любой форме государственного правления, в том числе и де­мократической, будут «более равные» и «менее равные».

Даже применительно к демократии нельзя в буквальном смысле трактовать тезис, постулирующий, что власть при­надлежит народу. Сторонники буквалистского толкования принципа народовластия, отстаивая формулу «пусть народ решает сам», в должной мере не учитывают тот факт, что сначала необходимо установить, из кого именно этот самый народ состоит.

Народ, взятый сам по себе, — это абстрактная категория, и в качестве такового он.не может сам собою править. Это противоречит самой природе власти. Всякие рассуждения о народной власти, народовластии и т.п. представляют собой


не более чем политические и идеологические лозунги. Боль­шей частью народ лишь участвует в избрании должностных лиц в структурах власти. Но на разработку и процесс приня­тия политических решений он в лице так называемого об­щественного мнения способен оказывать лишь косвенное влияние.

Государственная власть имеет иерархическую природу. Причем ни один народ не может обойтись без людей, спо­собных к профессии управления и властвования, он просто нуждается в них. По-видимому, были правы В. Парето, Г. Моска и другие авторы, которые считали, что ведущие по­зиции в структурах власти, особенно в ее верхних эшелонах, любого политического режима занимают представители элиты. Фактом является то, что при любом режиме имеются относительно компактные и более или менее организован­ные группы лидеров, из среды которых выдвигаются руково­дители государства, политических партий и движений. В со­вокупности они составляют так называемый политический класс.

Но при этом необходимо отметить, что институциональ­ные, социокультурные, идейно-политические и иные факто­ры и особенно сам тип политической системы оказывают глубокое влияние на роль элит в различных политических ре­жимах. Правящая или политическая элита по-разному осуще­ствляет властные функции при демократических, авторитар­ных и тоталитарных режимах. Что касается демокра-тической формы правления, то она отличается от других форм не от­сутствием элит, а наличием множества элит, конкурирую­щих друг с другом за голоса избирателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: