Мировоззрение человека в культурах древнего Бл. Востока и Египта
Признаки рационализации сознания
Основной тенденцией развития культур древнего Бл. Востока и Египта является постепенно возрастающее значение рационального мировосприятия. В картине мира усиливается мотив расчлененности (на сакральное и профанное, земное и небесное, животное и человеческое и т.д.). Ярким подтверждением этого процесса стали появляющиеся со II тыс. до н.э. тексты словарного типа, в которых понятия сгруппированы в соответствии с различными сферами бытия: небо, земля, растения, животные, люди и т.д. Из древнейших текстов такого рода нам известны шумеро-аккадский «Харра-Хабулу» и древнеегипетский «Словник Аменемопе». Подобные тексты демонстрирую тягу к каталогизированию мира, начавшийся процесс абстрактизации мышления. По всей видимости, наибольшей абстрактностью обладает шумерское понятие ме, означающее «предназначение» или «сущность» любого явления или действия.
|
|
Различные явления мира человек воспринимает уже не обязательно отталкиваясь от собственного конкретно-чувственного опыта, он способен создавать абстрактные образы и понятия. Так усложняются образы богов, которые из преимущественно зооморфных превращаются в сложные по своим внешним и внутренним характеристикам, не имеющие аналогов в чувственном земном мире символические схемы (читай об этом). В том же направлении меняется и письменность, развиваясь от конкретно-чувственного реализма иератического письма к абстрактному символизму иероглифики (см. рис.).
Древнейшим источником информации о картине мира, присущей мировоззрению человека культур древнего Бл. Востока и Египта является мифология. Различные мифологические своды содержат космогонию – рассказ о сотворении мира, в котором и отражаются представления общества о его (мира) устройстве. В целом, выделяемые на основе различных космогоний древности модели мира, весьма схожи. Как правило, выделяются три сферы мироздания, земля (одна из них) мыслится как диск, плавающий в водах Мирового Океана, небо – как полусфера, обрамляющая сверху диск земли. Наиболее наглядный тому пример – древнеегипетские изображения богини Нут (небо), изогнувшейся над Гебом (земля) (см. рис.). В древнейшей из египетских гелиопольской версии космогонии Атум-Ра (солнце) проглотив собственную сперму, извергает Шу (воздух) и Тефнут (влага), те порождают Геб (земля) и Нут (небо), которые, в свою очередь, порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду (божества земного мира, в том числе – загробного, божества созидания (плодородия) и их антагонисты). В шумерском варианте космогонии праматерь Намму порождает гору с обитающими на ней Ан (небо) и Ки (земля), которые порождают Энлиля (динамика, энергия, стихийное начало мира, лиль – воздух, дуновение) и Энки (стабильное начало мира, господин земного мира, «писарь книги Вселенной»). Два последних во многих мифах оказываются соперниками, верша судьбы людей (читай об этом).