Ход занятия.
Учебные вопросы и время | Действия руководителя | Действия обучаемых |
Вступительная часть 5 минут | Принимаю рапорт дежурного по взводу. Проверяю наличие личного состава по журналу взвода, внешний вид и готовность личного состава к практическому занятию. Довожу требования техники безопасности, контролирую их соблюдение. Объясняю тему, цель и учебные вопросы. | Личный состав в одношереножном строю. Исправляют недостатки. Внимательно слушают технику безопасности. |
Основная часть 260 минут ТО-2 автомобиля КамАЗ-4310 | Техническое обслуживание№2 Трудоемкость выполнения ТО-2 автомобиля ЗИЛ 131: 20,3 чел.-ч. Содержание работ и технические условия. Проверяю: -герметичность соединений промежуточного и заднего мостов. В местах соединении промежуточного и заднего мостов не должно быть следов течи масла. Болты крепления должны быть затянуты. -крепление редукторов промежуточного и заднего мостов, фланцев полуосей. Гайки и болты крепления редукторов должны быть затянуты, болты крепления фланцев должны быть затянуты (момент затяжки 12—14 кгс-м). - герметичности пневматической и гидравлической систем автомобиля, устранить нарушение герметичности. Течь тормозной жидкости и утечка воздуха не допускаются. Утечку воздуха и течь тормозной жидкости из соединений трубопроводов устранять подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. - крепление тормозных камер и их кронштейнов, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер. Гайки крепления должны быть затянуты, пальцы штоков тормозных камер — зашплинтованы. - крепление пневмогидравлического усилителя сцепления. Гайки крепления должны быть затянуты. - выполняю регулировку сцепления и рабочего тормоза. Проверяю крепление: -передних и задних опор двигателя, поддона картера двигателя. Гайки должны быть затянуты. На деталях опор двигателя не должно быть трещин, изломов и отслоений. Из-под уплотнительных прокладок в местах соединения масляного картера с блоком двигателя не должно быть течи масла. -картера сцепления к картеру маховика. Гайки крепления должны быть затянуты. -корпусов масляных фильтров к блоку двигателя. Болты крепления должны быть затянуты. - выпускных коллекторов, фланцев приемных труб глушителя, рукавов глушителя к приемным трубам и глушителя к раме. Болты и гайки крепления должны быть затянуты. - картера рулевого механизма, рулевой сошки, рычагов поворотных кулачков. Момент затяжки гаек крепления должен быть: Шаровых пальцев рулевых тяг 25-32 кгс*м Рулевой сошки 18-20 кгс*м Рычагов поворотных кулаков 40-50 кгс*м Проверяю: - затяжку клиньев карданного вала рулевого механизма. Момент затяжки клиньев карданного вала должен быть 1,4— 1,7 кгс-м. - шплинтовку гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных кулаков. Гайки крепления шаровых пальцев и рычагов поворотных кулаков должны быть зашплинтованы. -состояние рамы, рессор, амортизаторов, реактивных штанг, тягово-сцепного устройства, кронштейнов балансирной подвески, резиновых подушек передних опор кабины. Наличие трещин, ослабление заклепочных соединений на раме не допускаются. Допускается замена срубленной заклепки болтом с пружинной шайбой и гайкой. Листы рессор не должны иметь трещин, изломов и выступать в стороны. На корпусах амортизаторов не должно быть трещин, вмятин я следов течи амортизаторной жидкости. Реактивные штанги ее должны иметь погнутостей и видимых повреждений. Наличие трещин и взносов на тяговом крюке и кронштейнах балансирной подвески не допускается. -крепление стремянок передних и задних рессор, стремянок отъемных ушков передних рессор и стяжных болтов. Момент затяжки гаек и болтов крепления должен быть: стремянок передних рессор — 25—30 кгс-м; стремянок задних рессор —35—40 кгс-м; стремянок отъемных ушков передних рессор— 23—27 кгс-м; стяжных болтов - 8—9 кгс-м -крепление картера коробки передач к картеру делителя, коробки передач к поддерживающей поперечине и поддерживающей поперечины к раме. Болтовые соединения должны быть затянуты (момент затяжки 14—15 кгс-м). - герметичность коробки передач, при необходимости устранить неисправности. В местах соединений не должно быть следов течи масла. -люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи. В шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи не должно быть ощутимого люфта. - крепление фланцев карданной передачи. Гайки крепления фланцев должны быть затянуты. - состояние стекол кабины, облицовки, бортов платформы, номерных и опознавательных знаков, окраски; состояние и крепление зеркал. Стекла кабины должны быть целыми, борта платформы должны плотно запираться и не должны иметь трещин и изломов, номерные и опознавательные знаки должны быть надежно закреплены и отвечать требованиям приказа Министра обороны СССР 1975 года № 305. На окрашенных поверхностях не должно быть заметных повреждений. Зеркала должны быть целыми, надежно закреплены на кронштейнах и правильно отрегулированы. - исправность механизмов дверей и запоров, сидений, уплотнении стекол и дверей, действие запорного механизма и упорно-ограничительного устройства кабины. Механизмы дверей и запоры должны быть исправны. Уплотнители должны плотно прилегать к стеклам кабины и проему дверей. Запорный механизм должен надежно удерживать кабину от самопроизвольного опрокидывания. Запорные крюки должны плотно прижимать кабину к ее рессорным опорам. Упорно-ограничительное устройство должно обеспечивать фиксацию кабины в поднятом состоянии. - действие стеклоочистителей, устройства для обмыва ветрового стекла, системы вентиляции. Насос обмыва ветрового стекла должен работать при давлении воздуха в пневматической системе 5,6—7,75 кгс/см2. При перемещении ручки штока крана управления левым стеклоочистителем к себе до упора вода должна вытекать в виде струек, направленных на стекло в верхнюю часть секторов, описываемых щетками стеклоочистителей. - герметичность привода выключения сцепления, воздухопроводов пневмосистемы управления делителем передач, соединений и шлангов системы гидроусилителя рулевого управления, трубопроводов, шлангов и аппаратов тормозной системы. Работу выполнять совместно с автослесарем. Течь масла, тормозной жидкости и утечка воздуха не допускаются. Утечку воздуха, течь масла и тормозной жидкости из соединений трубопроводов и шлангов устранять подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. -действие оттяжной пружины, свободный и полный ход педали сцепления. Оттяжная пружина должна возвращать педаль в исходное положение. Свободный ход педали сцепления должен быть 30—42 мм, полный — 190 мм. - полный ход штока усилители привода сцепления, нет ли запаздывания включения сцепления. Полный ход штока усилителя привода сцепления должен быть не менее 24мм. -ход штока тормозных камер. Работу выполнять вместе с автослесарем. Ход штока тормозной камеры должен быть 15-25мм. Регулировать ход штока вращением червяка регулировочного рычага. При этом стоит устанавливать наименьший ход штока тормозной камеры (около 15 мм). После регулировки убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штока тормозных камер перемещаются быстро, без заеданий. - свободный и полный ход педали тормоза. Свободный ход педали тормоза должен быть 15— 25 мм, полный — 100— 130 мм. - исправность и параметры основных управляющих аппаратов тормозного привода автомобиля по контрольным выводам. Работу выполнять совместно с автослесарем. При проверке одной секции двухсекционного тормозного крана и клапана ограничения движения в тормозных камерах передней оси тягача следует подключить контрольный манометр к контрольному клапану контура привода передних тормозов и при номинальном давлении в системе 6 кгс/см2 несколько раз нажать на тормозную педаль, сравнивая показания контрольного и щиткового (верхней стрелки) манометров (контрольный манометр должен показывать 2 кгс/см2, щитковый — 3 кгс/см2). При проверке одной секции двухсекционного тормозного крана и регулятора тормозных сил на тележке тягача следует подключить контрольный манометр к контрольному клапану контура привода задней тележки, отсоединив тягу регулятора тормозных сил от упругого элемента, и при номинальном давлении в системе 6 кгс;см2 трижды до конца нажать на тормозную педаль, сравнивая показания контрольного и щиткового (нижней стрелки) манометров (контрольный манометр должен показывать 3 кгс/см2, щитковый — 6 кгс/см2). Если отвести рычаг регулятора в верхнее положение, то показания контрольного и щиткового манометров должны быть одинаковыми. При проверке двухходового крана управления стояночным тормозом следует подключить два контрольных манометра к контрольным клапанам контура привода стояночного тормоза. Показания контрольных манометров должны быть одинаковыми. - состояние и натяжение приводных ремней на двигателе. Приводные ремни должны быть чистыми и не иметь расслоений. Прогиб ремня привода водяного насоса и генератора при нажатии на середину наибольшей ветви каждого ремня с усилием 3 кгс должен быть 15—22 мм. - схождение передних колес. Работу выполнять совместно с водителем. Схождение колес должно быть 2—5 мм. - затяжку подшипников ступиц передних колес. Люфт подшипников ступиц передних колес не допускается. При правильно затянутых подшипниках ступицы колесо должно вращаться свободно, без заедания и люфта. -легкость пуска и работу двигателя при различной частоте вращения коленчатого вала. Двигатель должен легко пускаться стартером, работать устойчиво, без перебоев и стуков при различной частоте вращения коленчатого вала. -работу компрессора и регулятора давления. Компрессор должен обеспечивать максимальное давление в воздушных баллонах 7,0— 7,5 кгс/см2. Утечка воздуха и течь масла в соединениях не допускаются. Регулятор давления должен отключать компрессор при давлении воздуха в пневмосистеме 7,0— 7,5 кгс/см2, а при снижении давления до 6,2— 6,5 кгс/см2 — включать его в работу. -действие системы отопления, устройства для обдува и обогрева - ветрового стекла, пускового подогревателя (в зимнее время). Течь охлаждающей жидкости и топлива не допускается. Рычажки управления краном отопления и заслонкой воздухораспределителя должны действовать без заедания. Пуск исправного подогревателя должен происходить быстро (примерно через 10—15 с после перевода рукоятки переключателя в положение I). - угол свободного поворота рулевого колеса. Работу выполнять совместно с водителем. Угол свободного поворота рулевого колеса при работающем двигателе в положении передних колес для движения прямо не должен превышать 25. При величине угла поворота более допустимого проверить осевое перемещение рулевого колеса, люфт в шарнирах рулевых тяг и шкворневых соединениях, крепление рулевой сошки и люфт подшипников ступиц передних колес. Осевое перемещение рулевого колеса, люфт в шарнирах рулевых тяг и карданного вала не допускаются. Радиальный зазор в шкворневых соединениях должен быть не более 1,5 мм, осевой зазор между проушиной и поворотной цапфой —не более 1,5 мм. - шарниры карданных валов привода промежуточного и заднего мостов (смазка литол-24). Смазать масленкой до появления свежей смазки из-под кромок четырех шипов крестовины. - Промываю сапуны коробки передач, промежуточного и заднего мостов. Сапуны промыть керосином или дизельным топливом, прочистить воздушные каналы. Проверяю уровень масла (жидкости): -в двигателе(через одно ТО-2 сменить). Дозаправить масло до отметки Б на указателе уровня масла, объем 24,5 л. - в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления, промыть фильтр насоса. Масло Р долить, масло АУ сменить. При проверке уровня масла двигатель должен работать на малой частоте вращения, а передние колеса установлены для движения прямо. Уровень масла должен быть между метками указателя. Масло доливать через заливной фильтр, установленный в крышке бачка насоса гидроусилителя, объем 4,2л. - в муфте опережения впрыска топлива. Масло доливать через отверстие, расположенное вверху, до появления его из другого отверстия. Оба отверстия закрыть винтами с уплотнительными шайбами (масло, применяемое для двигателя), объем 0,16 л. - в коробке передач (сменить масло через одно ТО-2, при применении заменителя — при каждом ТО-2). Уровень масла должен быть по верхнюю метку на указателе уровня масла. Масло сливать через три сливные пробки, очистить магниты пробок, промыть картер коробки передач жидким минеральным маслом и заправить свежее маслодо верхней метки на указателе уровня масла. Проверить уровень через 3 мин после заправки масла, объем 8,5 л. - в промежуточном мосту. (Масло ТСп-14. Заменитель — масло ТАп-15В). Дозаправить до уровня контрольного отверстия, объем 7,0 л. - в заднем мосту (то же), объем 7,0 л. - в ступицах балансирной подвески (то же), объем 1,0 л. - в бачке главного цилиндра привода выключения сцепления. (Тормозная жидкость «Нева»). Уровень жидкости должен быть на 15—20 мм ниже наливного отверстия. - в предохранителе против замерзания(Спирт этиловый). Уровень спирта должен быть по верхнюю метку на указателе уровня. Смазываю: - шарниры продольно-рулевой тяги (Смазка Литол-24 или солидол любой марки). Смазать через масленку до появления свежей cмазки из зазора. - шкворни поворотных цапф (то же). - пальцы передних рессор (то же). - шлицевые соединения регулировочных рычагов рабочего тормоза (то же). - опору вала вилки выключения сцепления. Смазать через масленку (не более трех нагнетаний). - подшипник муфты выключения сцепления (Смазка Литол-24 или № 158). Смазать через масленку (не более двух нагнетаний). -Обслуживаю воздушный фильтр двигателя Проверяю: - состояние шин и давление воздуха в них. Шины не должны иметь трещин, разрывов и вздутий. В протекторах шин и между сдвоенными шинами не должно быть посторонних предметов. Вентили шин должны иметь колпачки. Высота выступов рисунка протектора должна быть не менее 1,0 мм. Давление воздуха в шинах должно быть, кгс/см2: передних — 7,2; остальных — 4,5 -крепление колес. Гайки колес должны быть затянуты. Затяжку гаек проводить равномерно (через одну гайку) в 2—3 приема. - меняю фильтрующие элементы масляного фильтра. - Проверяю крепление корпуса масляных фильтров. - Обслуживаю фильтр центробежной очистки масла (центрифугу). - Промываю фильтр грубой очистки топлива. Сливаю отстой из фильтра, снять колпак и вывернуть фильтрующий элемент. Промываю сетку фильтрующего элемента и внутреннюю полость колпака бензином или дизельным топливом и продуть сжатым воздухом. - меняю фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива. Сливаю отстой из фильтра снять колпаки и удалить загрязненные фильтрующие элементы. Промыть колпаки бензином или дизельным топливом. Установить новые фильтрующие элементы. Проверяю крепление корпусов топливных фильтров и расширительного бачка системы охлаждения. Запускаю и прогреваю двигатель. Проверяю: -показания контрольно-измерительных приборов и действие сигнальных ламп. Контрольно-измерительные приборы должны показывать: а) указатель температуры охлаждающей жидкости —температуру жидкости в головке цилиндров; красный светофильтр контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости, встроенный в шкалу указателя, не должен гореть (контрольная лампа загорается при температуре выше 98 С) б) указатель уровня топлива—количество горючего в баках; красный светофильтр контрольной лампы, встроенный в шкалу указателя, не должен гореть (контрольная лампа загорается при уменьшении количества горючего в баке до 1/8 от его вместимости); в) тахометр — частоту вращения коленчатого вала двигателя; г) амперметр — величину зарядного (разрядного) тока; д) указатель давления масла—давление в системе смазки двигателя; красный светофильтр контрольной лампы аварийного падения давления в системе смазки, встроенный в шкалу указателя, не должен гореть (контрольная лампа загорается при снижении давления до 0,4— 0,8 кгс/см2); е) двухстрелочный манометр-— давление воздуха в контурах пневматического тормозного привода; верхняя шкала — тормозных механизмов передних колес; нижняя шкала — тормозных механизмов задних колес, убедиться в исправности контрольных ламп, имеющих светофильтры с соответствующими символами и расположенных в двух блоках в порядке слева направо. а) в первом блоке: контрольная лампа с красным светофильтром — сигнализирует о готовности к работе электрофакельного подогрева теля (термостарта); две контрольные лампы с зелеными светофильтрами — загораются при включении указателей правого или левого поворота; контрольная лампа с красным светофильтром — загорается при включение механизма блокировки межосевого дифференциала; резервные контрольные лампы; б) во втором блоке: резервная контрольная лампа; контрольная лампа (эта и следующие с красным светофильтром) -загорается при падении давления в баллоне контура пневматического привода тормозных механизмов передних колес ниже 4,8 кгс/см. контрольная лампа — загорается при падании давлении воздуха а баллоне контура пневматического привода тормозных механизмов задних колес; контрольная лампа - загорается при падении давления воздуха в баллон контура пневматического привода механизмов стояночной и запасной тормозных систем; контрольная лампа — загорается при падении давления воздуха в баллоне контура пневматического привода механизмов вспомогательной тормозной системы. При включении любой из этих четырех контрольных ламп звучит сигнал. Жалюзи должны открываться и закрываться полностью без заедания. Стеклоподъемники должны работать плавно без заедания. Тросы ручного управления подачей топлива и привода останова двигателя должны быть целыми. Механизм ручного управления подачей топлива должен обеспечивать продолжительную работу двигателя в заданном режиме. Прекращение подачи топлива должно происходить при повороте рычага останова двигателя на 35° от первоначального положения Течь топлива, масла и охлаждающей жидкости не допускается Сливаю конденсат из воздушных баллонов при наличии сжатого воздуха в системе. Краники слива конденсата открывать при легком нажатии на шток и отведении штока в любую сторону. При отпускании штока краники автоматически закрываются. Недопустимо тянуть за шток вниз, так как это может привести к разрушению клапанов краника. При обнаружении в конденсате масла провожу дополнительные операции по устранению. Проверяю крепление и действие: фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворота, боковых повторителей указателей поворота, сигнала торможения, ламп щитка приборов. Фары не должны иметь повреждений, разбитые рассеиватели заменить. Лампы должны быть исправны и обеспечивать устойчивое освещение без миганий -выключателя аккумуляторных батарей. При нажатии на кнопку выключателя аккумуляторных батарей показания щитковых приборов должны быть нулевыми. -звукового сигнала. Звуковой сигнал должен быть отрегулирован по силе и тональности звука (См. технологическую карту № 1) -Проверяю техническое состояние аккумуляторных батарей. Очищаю генератор от масла и грязи, проверить его крепление. Генератор должен быть чистым и надежно закреплен. После первых 50 ООО км пробега, а в дальнейшем при каждом ТО-2 проверить состояние щеточного узла, контактных колец, подшипников. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и иметь высоту не менее 8 мм. Подгоревший коллектор протереть ветошью, смоченной бензином. -Очищаю поверхность стартера от масла и грязи, проверить его крепление. Стартер должен быть чистым и надежно закреплен. -Проверяю состояние и крепление проводов системы электрооборудования. Повреждение изоляции проводов устранять с помощью изоляционной ленты.Отсутствие наконечников на проводах не допускается. -Проверяю работу комбинированного переключателя света, контрольных ламп систем аварийной сигнализации давления воздуха в контурах тормозов и звуковой сигнализации. Комбинированный переключатель света должен обеспечивать работу световой сигнализации на всех режимах. Механизм возврата рычага в исходное положение должен быть исправен. Контрольные лампы системы аварийной сигнализации давления воздуха в контурах тормозов должны загораться при падении давления в ресиверах ниже 4,5 кгс/см2; одновременно с загоранием контрольной лампы должен срабатывать звуковой сигнал. -регулирую направление световых потоков фар. Центр светового пятна должен совпадать с точкой пересечения контрольных линий на экране прибора. | Личный состав слушает, затем по указаниям выполняют все необходимые действия по проверке, регулировке и ремонту. Проверяют состояние креплений тормозных камер и кронштейнов, а так же шплинтовку пальцев штоков тормозных камер Проверяют крепление опор двигателя и поддона картера Проводят затяжку гаек крепления узлов и агрегатов автомобиля Проводят осмотр состояния рамы, рессор, реактивных штанг, тягово-сцепного устройства, кронштейнов балансирной подвески, резиновых подушек передних опор кабины Внешним осмотром проверяют состояние стекол кабины, облицовки, бортов платформы, номерных и опознавательных знаков, окраски; состояние и крепление зеркал Проверяют работоспособность механизмов дверей и запоров, сидений, уплотнении стекол и дверей, действие запорного механизма и упорно-ограничительного устройства кабины; действие стеклоочистителей, устройства для обмыва ветрового стекла, системы вентиляции Проверяют ход штока тормозных камер и при необходимости провоят его регулировку вращением червяка регулировочного рычага. Проверяют свободный и полный ход педали тормоза Замеряют величину схождения передних управляемых колес. Проводят контроль угла свободного поворота рулевого колеса Проверяют уровень масла (жидкости) в узлах и агрегатах автомобиля и доводят его при необходимости до нормы Проводят смазку узлов и агрегатов авто согласно карте смазки Проверяют состояние шин и давление воздуха в них Проверяют крепление колес и при необходимости подтягивают гайки крепления Проводят обслуживание фильтрующих элементов автомобиля Проверяют работоспособность жалюзей радиатора, стеклоподъемников, механизма ручного управления подачей топлива. Внешним осмотров проверяют наличие течи топлива, масла и охлаждающей жидкости Проводят слив конденсата из ресиверов авто Выполяют проверку работоспособности фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворота, боковых повторителей указателей поворота, сигнала торможения, ламп щитка приборов Выполняют проверку технического состояния АКБ, крепления проводов системы электрооборудования |
Заключительная часть 5 минут | Подвожу итоги занятия, объявляю оценки. Указываю на замеченные недостатки. Отвечаю на интересующие вопросы. Даю задание на самоподготовку. Обьявляю перерыв | Личный состав в одношереножном строю. |
Руководитель занятия: студент Паршин В.В.
«___» _____________ 2010г.