Древний Рим

Уже в конце III в. до н.э. римское государство достигло огром­ных размеров (рис. 1.14).

Рис. 1.14. Карта Римской империи (III-I cтолетия до н.э.)

Было ясно, что без мощных морских сил задача управления обширными террито-

риями, простирающимися вдоль европейских берегов Средиземного моря от Гибралтара до Бос­фора, и впридачу еще частью Северной Африки, Малой Азии и Среднего Востока, была бы трудноразрешимой. Римские легионеры отметились и в Британии.

При первом большом столкновении с Карфагеном (в Первой Пунической войне) римляне поняли, что нельзя надеяться на по­беду, не имея сильного военно-морского фло-

та.

. С помощью гре­ческих специалистов они в короткое время построили 120 боль­ших галер (рис. 1.15) и перенесли на море свой метод ведения боя, который применяли на суше - индивидуальный бой воина против воина лич­ным оружием.

Рис. 1.15. Бирема – римский военный корабль III – II века до н.э.

На биремах римляне использовали так называемые «вороны» - абордажные мости-

ки. По этим мостикам, которые острым крю­ком вонзались в палубу неприятельского ко-

рабля, лишая его воз­можности маневрирования, римские легионеры врывались на враже-скую палубу и завязывали бой в присущей им манере.

Римский флот, как и современный ему греческий, имел в своем составе два основ-

ных типа судов: «округлые» торговые и стройные бое­вые галеры.

Рис. 1.16. Римский торговый корабль (266-241 гг. до н.э.)

Типичный торговый парусник, относящийся к II в. до н. э., показан на рис. 15.

Исторически подтверждено, однако, суще­ствование значительно больших судов. Некоторые из них дости­гали в длину 60, в ширину 14 и в высоту 13 метров и могли пере-

возить до 1000 т груза.

Главными строительными элементами этих кораблей были киль, шпангоуты и де-

ревянная обшивка. Пазы уп­лотнялись пенькой и смолой. Поставщиком леса для строи-

тель­ства судов в пору расцвета Римской империи была первоначально Далмация, затем Македония.

Во время торговых плаваний римляне использовали многочис­ленные средиземно-

морские порты. На одно из первых мест следует поставить рас­положенную в дельте Нила Александрию, значение которой как транзитного пункта увеличивалось по мере роста торгового обо­рота Рима с Индией и Дальним Востоком.

Имеются сведения о плавании римских торговых судов в Ин­дию.

Во время работ по реконструкции и модернизации железнодо­рожной магистрали Генуя - Рим были обнаружены восемь хоро­шо сохранившихся судов среди развалин антич

ного порта у г. Пизы.

14-метровая длина и 6-метровая ширина корпуса одного из найденных судов позво

ляет считать его конструкцию исключительно удачной.

Корабль оснащен сложной системой защиты и нападения, которая представляла собой выдвинутые по бортам гори­зонтально ориентированные деревянные брусы, уходя-

щие торцами в остов корабля; носовая часть этой «плавучей крепости» имела фор­му клы

ка или когтя, закованного в металл.

В трюмах найденных торговых судов сохранилась часть гру­зов: амфоры, чаши, масляные светильники, монеты. В развалинах порта археологи нашли около 300 амфор, исполненных в пуничес­ком и итальянском стилях, характерных для II в. до н.э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: