Система вентиляции предназначена для снабжения чистым и свежим воздухом жи
лых, служебных и общественных помещений и удаления загрязненного воздуха из сани-
тарных блоков (судовой лазарет), камбуза, МО, коффердамов, аккумуляторных и других помещений.
Вентиляция имеется практически во всех судовых помещениях (даже цистерны вентилируются через воздушные трубки).
На судах применяется искусственная и (реже) естественная (рис. 4.26) вентиля-
ция.
Рис. 7.26. Вентиляционные головки: слева - нагнетательная; справа - вытяжная (с подсосом - дефлекторная)
При естественной вентиляции обычно используется скоростной напор воздуха при движении судна или движение воздуха, вызванное разностью температур.
В системах искусственной вентиляции для создания потока воздуха используются центробежные и осевые вентиляторы.
В ряде помещений для обеспечения необходимого количества обменов воздуха (отношение объёма поступившего воздуха к объёму помещения) предусматривается как нагнетательная, так и вытяжная вентиляция (камбуз).
|
|
Для предотвращения распространения запахов из санитарных помещений и камбуза в этих помещениях обычно предусматривается только вытяжная вентиляция.
Система кондиционирования широко применяется на современных судах для создания комфортных условий для работы и отдыха.
Принцип действия системы кондиционирования воздуха состоит в следующем:
вентиляторы засасывают воздух из окружающей среды и через воздуховод направляют его в жилые и служебные помещения, например, каюты членов экипажа, ЦПУ, мостик и др.
Внутри воздуховода воздух подвергается обработке: очищается при помощи встро-
енных фильтров, а также (в тропиках) либо подогревается (в северных широтах).
Принцип охлаждения воздуха в системах кондиционирования такой же, как в быто-
вых холодильниках, а именно: нагретый воздух проходит через испарители, в которых подается жидкий фреон из компрессора Воздух нагревает испарители с фреоном, который при нагреве переходит из жидкого в газообразное состояние. При таком переходе темпера
тура фреона, а значит, воздуха, понижается. Далее газообразный фреон поступает в ком-
прессор, сжимается и за счет сжатия переходит вновь в жидкое состояние.
Таким образом, при работе компрессора фреон циркулирует в замкнутой системе
между компрессором и испарителем, поочередно переходя из жидкого состояния в газооб
разное в испарителях и из газообразного состояния в жидкое в компрессоре.
Принцип подогрева воздуха такой же, как в бытовых фенах, а именно: холодный воздух проходит через паровые или электрические грелки, увлажнитель и далее поступает в судовые помещения. Необходимость применения увлажнителей объясняется тем, что при подогреве воздух подсушивается, его влажность уменьшается.
|
|
Для уменьшения потерь мощности в системе кондиционирования на судах часто применяют режим рециркуляции, при котором воздух поступает в воздуховод не из окру
жающей среды, а из судовых помещений по возвратному рециркуляционному каналу.
Такой режим применяют в тропиках, что уменьшает нагрузку холодильного агрегата.
Аналогично, в северных широтах в воздуховод поступает не холодный воздух окру
жающей среды, а более теплый (по сравнению с наружным) воздух из судовых помеще-
ний. Это уменьшает нагрузку нагревателей.