Месопотамии

Цель лекции: выявит специфику религиозных представлений

Древнего Египта и древней Месопотамии.

План лекции:

Основные религиозные центры древнего Египта. Пантеон богов.

Концепция человека в древнеегипетской религии. Особенности представлений египтян о загробной жизни.

Боги древней Месопотамии. Особенности мифологических представлений. Шумерские эпосы.

Происхождение и назначение человека. Искусство прорицания в древней Месопотамии.

Основные понятия: пантеон богов, мумификация, загробный мир, умирание и воскресение, пирамида, зиккурат, жрецы, обряды, магия, прорицание, шумерский эпос.

В V в.до н.э. древнегреческий историк Геродот сказал о египтянах, что они были первыми, кто воздвигал храмы богам. Мистические течения, например теософское общество считает египетскую религию хранительницей божественной мудрости, сокровенного знания. В Египте сохранялись ранние формы верований: тотемизм, фетишизм, магия. В эпоху Древнего Царства (IV – III тысячелетие до н.э.) складывается единая египетская религия с пантеоном богов. Первоначально каждый ном (княжество) чтил своего местного бога. Затем с объединением древнеегипетских княжеств сложилось три религиозных центра с определенным пантеоном богов: Гелиополь, Гермополь, Мемфис. Гелиопольская школа следующим образом представляла себе становление мира: из первичного праокеана Нун выделился бог вечности Атум (в образе крылатого змея). Атум сотворил богов Шу (бог ветра) и Тефнут (персонификация влажности). Они родили Геба (бог земли) и богиню Нут (небесный свод). От Геба и Нут произошло следующее поколение богов: Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Это знаменитая гелиопольская девятка богов. Постепенно бог Ра оттеснил бога Атума, слился с ним (Ра-Атум) и стал во главе пантеона богов. К этим богам относят и «десятого бога», сына Исиды Гора (бог сокол). Гермопольская религиозный центр включает четыре пары богов – гермопольская восьмерка. Согласно гермопольской космогонии в праокеане возникло восемь изначальных божеств. Из имена – это различные свойства праокеона: Ну и Ненет (водная стихия), Кук и Кукет (мрак), Хух и Хухет (бесконечность в пространстве), Амон и Амонет (тайное). Гермопольским богом был также бог мудрости Тот, его священными животными были павиан и ибис. Широко был распространен культ богини-коровы Хатхор, которая была богиней неба, богиней любви, празднества и веселья. Следующий религиозный центр – Мемфис. Здесь бог Птах является творцом мира. Он сотворил богов и все сущее словом, творческой волей, рожденной в его сердце. Волю Птаха олицетворял бог Сиа, творящее слово Птаха – бог Ху, магическую силу слова – бог Хека. Данное учение сходное с античным учением о Слове-Логосе и с христианской космогонией: «В начале было Слово…» Евангелие от Иоанна (1.1).

В целом для религиозных воззрений египтян было свойственно почитание бога Солнца в тех или иных формах. Некоторые египтологи даже характеризуют древнеегипетскую религию как «единобожие, выраженное в формах многобожия». В подтверждение приводится реформа Эхнатона, который попытался ввести вместо множества богов единственный божественный символ – солнечный диск Атон. А сам фараон Аменхотеп IV принял имя Эхнатона, что значит «угодный Богу». По сути это была попытка ввести монотеизм. Также для египетской религии были характерны боги с телом человека и головой животного. Например, супруга Птаха воинственная Сохмет имела голову львицы, бог мудрости Тот – голову птицы ибис, бог света Гор имел соколиную голову, бог воды Себек – крокодилью, бог плодородия Хнум – баранью. Бог Ра предстает то в образе скарабея, то огненно-рыжего кота. Для египетской религии было еще характерна золоатрия. Боги Египта имели своих священных животных, которым поклонялись египтяне. Некоторые из животных особо почитались и стали общенациональными символами. Например, убийца кошки – священного животного богини Бастет - мог быть приговорен к смерти. Кроме того, особенностью религии Древнего Египта было обожествление фараона, который считался сыном Солнца и почитался как символ и носитель божественной силы.

Египет именуют родиной древних мистерий (от греч. «мистерион» - «таинство»). Мистерии представляли собой обряды посвящения в таинства веры. Здесь центральной темой становится смерть и воскрешение из мертвых. Человек, которого посвящали в таинства, проходил ряд испытаний, символизирующих смерть и последующее воскресение. Ввести человека в мир сокровенного знания могли боги, которые сами умерли и воскресли. В египетской мифологии таким богом был Осирис. По преданию, Сет расчленил тело Осириса на 14 частей и разбросал по всему Египту. Супруга Осириса Исида разыскала их, сложила вместе и оживила своими слезами. Бог Осирис воскрес и воцарился в подземном мире. Данный миф лег в основу мистериального ритуала. С культом Осириса связано множество ритуалов, особенно связанных с культом плодородия. В качестве примера можно привести ритуалы «копания земли», ритуал «проведения телят», когда сам фараон обводил вокруг стен храма четырех телят: они должны были закопать, скрыть могилу Осириса. Особенно пышным празднеством был окружен ритуал «плавание Осириса», который совершался в сезон разлива Нила.

Представления о загробной жизни также связаны с богом Осирисом. Осирис – владыка подземного царства. Умерший должен был отождествиться по смерти с Осирисом и одновременно слиться с Солнечным богом Ра - Атумом, взойти в его ночную барку и вместе с ней погрузиться в Аментис (Царство запада) и Дуат – преисподнюю. Представления о загробном мире запечатлены в древнеегипетских источниках, которые условно называют «Книгами загробного мира» или «Книга мертвых», где описывается 12-этапное путешествие умершего в ночной барке Солнечного бога. С загробными представлениями связан феномен мумификации тел умерших. Согласно религиозным представлениям египтян, сохранение всех компонентов человеческого существа – зримых и незримых - было необходимо для успешного загробного странствия покойного, а также для грядущего мистического воссоединения всех этих частей. Мумификация как раз и служила для сохранения тела. Мумификация сначала была привилегией фараонов, затем распространилась на широкие слои общества, мумифицировались даже священные животные при храмах.

Древние египтяне считали, что человек многосоставен. Составные элементы человека: телесная плоть, двойник ка, душа ба, сердце, тень, воля, имя, светлый дух. Главные из них ка и ба. Ка представляет собой невидимого двойника, который рождается и растет вместе с человеком. После смерти тела он продолжает существование и не должен испытывать нужды. Мумификация служит сохранению ка. Приношения еды обеспечивают «материальную» жизнь ка, а магические тексты на стенах гробницы – возможность для ка выходить из гробницы. Причинение вреда мумие приносит страдание ка. Ба можно трактовать как душу человека. Ба не слишком связано с гробницей и может удалиться в любое время. Именно ба отвечает на загробном «суде Осириса» за совершенные при жизни грехи. Грешников пожирает чудовище, а праведники отправляются на блаженные поля Иалу, где сами занимаются земледелием или руководят работой других. Египтяне верили в бессмертие души. Считалось, что когда умирает тело, то душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в данный момент. Это может быть животное, птица. С идеей бессмертия связано храмовое искусство Египта. В частности, всемирно известные пирамиды.

В древней Месопотамии мы находим множество государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония). Соответственно, пантеон включал богов сменяющих династий и этносов. Раннешумерская религия – это религия звезд, божества в ней олицетворяли силы природы, отождествлялись с небесными светилами. Это бог Луны Нанна (аккадский Син) – покровитель г.Ура; его сын – бог Солнца Уту (аккадский Шамаш) – покровитель городов Сиппара и Ларсы; связанная с планетой Венера урукская богиня Инанна (аккадская Иштар), олицетворявшая плотскую любовь и приносившая военные победы; бог Нергал, властитель царства мертвых. Старейшими и самыми могущественными богами были: бог неба Ан (аккад. Ану), Энлиль – бог ветра и всего пространства, Энки (аккад. Эа) – бог океана и пресных подземных вод. На рубеже IV – III тысячелетия до н.э. важное место в божественной иерархии занимал бог Думузи (Аккад. Таммуз). Он считался богом растительности, ежегодно умиравшим и воскресавшим. Пантеон богов был связан с представлениями о строении Космоса, исходным пунктом которого является зодиак. Зодиак – это земное царство на небе, где живут боги и открывают себя людям в образе семи великих светил. Вселенная делится на три мировых царства, причем Ану владычествует над небесным миром, Энлиль над земным, Эа царит в водном мире. Таким образом, Анну, Энлиль и Эа образуют господствующую над миром триаду, управление же зодиаком они предоставили трем главным светилам: Сину, Шамашу и Иштар (Солнцу, Луне, Венере). Четвертая часть Вселенной – подземный мир, в котором царствовал уже упоминавшийся бог Нергал и богиня Эрешкигаль.

Найденные на развалинах Ниневии (столица ассирийских царей) таблички содержали «Эпос о Гильгамеше». В данном эпосе содержится вавилонская версия предания о потопе, созданная задолго до библейского рассказа о потопе. Здесь бог Эа предупреждает человека Утнапишти о грозящем потопе, велит взойти на корабль, погрузить по возможности все живое. Еще одна поэма Двуречья – «Поэма об Атрахасисе» повествует о возникновении человека из глины, смешанной с кровью одного из богов. Вот цитата из этой поэмы: «Один из богов да будет повергнут…

Из плоти его, на его крови

Да намешает Нинту глины!

Воистину божье и человеческое соединятся,

Смешавшись в глине!

Боги создали человека с тем, чтобы он заботился о них, так как они тем временем живут без забот. Человек обязан содержать богов и делать приятной их жизнь, за это он имеет право ожидать от них помощи. Человек должен служить богам через посредство жертвы, молитвы, храмов и жрецов.

В представлении о загробном мире для вавилонян хуже всего было остаться без погребения. Считалось, что нигде не найдет успокоения тот, кто не нашел покоя в гробу. Посмертные судьбы неодинаковы. Лучший удел ожидает погибшего в бою, погребенного с почестями. Худший удел подстерегает того, которому не устраивали похорон и о ком не заботятся родственники. У вавилонян существовали представления о рае, острове счастливых, расположенного у устья реки, живут в нем избранные, получившие бессмертие. Неясны представления вавилонян о загробном суде.

В религии Двуречья существовали верования в многочисленных духов, в основном, злых и вредоносных. Для защиты от них применялись заклинания-заговоры и магические обряды. Среди них известны обряды лечебной, предохранительной, вредоносной и военной магии. Жрецы противостояли черной магии, отгоняли злых духов при помощи доброй божественной силы. В жизни государств Месопотамии большую роль играло сословие жрецов. Происходили они из знатных фамилий, причем звание жреца было наследственным. Жрецы служили в храмах, владевших значительными богатствами. Вавилонские храмы строились в форме ступенчатых башен и назывались зиккуратами.

В Вавилоне и Ассирии было распространено искусство прорицания. Это было еще одним способом установить связь с богами. Боги могли повествовать о будущее устами жреца или жриц. В частности, славились своими прорицаниями жрицы богини Иштар в городе Арбела. Существовало множество гадательных практик: гадание по облакам, по пятнам масла, вылитого в воду, по снам, по внутренностям жертвенных животных (по печени). Вавилонское искусство прорицания славилось на всем Древнем Востоке и оказало влияние на отдаленные народы. «Халдей» (так называли вавилонян) ассоциируется со словами «волхв» и «астролог».

Выводы:

Таким образом, религиозные представления в древнем Египте и в древней Месопотамии были политеистичными. Вопрос о единобожии в древнем Египте ставится в связи с выдвижением на первый план бога Солнца Ра-Атум, что нашло воплощение в реформе Эхнатона (солнечный диск Атон). У египтян были развитые представления о загробном мире, связанные с богом Осирисом и Исидой. Именно в Египте находятся корни знаменитых мистерий в истории человечества. Идея о многосоставности человека в религии египтян стала одной из основных в мистических и теософских движениях. В древней Месопотамии весьма сложный и запутанный пантеон богов. Особенностью религиозных воззрений является их связь с Космосом, с зодиаком. Отсюда ведет начало искусство прорицания древних вавилонян. Необходимо отметить возникший в лоне данной культуры знаменитый рассказ о всемирном потопе.

Методические рекомендации к лекции:

При работе над лекцией попытайтесь запомнить пантеон богов, их функции. Изучение представлений египтян о человеке и загробном мире необходимо продолжить по дополнительной литературе. Уясните специфику религиозных представлений древних вавилонян, сохранение в них ранних форм религии, магических обрядов. Необходимо обратиться к шумерским эпосам с целью более глубокого понимания религиозного мировоззрения жителей Двуречья.

Литература:

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988

Древняя цивилизация. М., 1989

Иллюстрированная история религий. В 2 т. М., 1992

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976

Поликарпов В.С. История религий. М., 1997

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: