Экономика знаний и производство знаний

ТЕМА 1.2. Производство знаний и экономика знаний, наука и инновации, проблема диффузий знаний.

Один из авторов американской конституции, третий президент США Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) как-то заметил: «Кто воспринял от меня идею, пользуется ею, не обедняя меня, как получивший свет от моей лампы не погружает меня во тьму». Именно эта глубокая мысль и легла в основу новой науки – «экономики знаний».

Первые систематические исследования в этом направлении в 1960-х годах провел австрийский и американский экономист Фриц Махлуп (1902-1983 гг.) в своей работе «Производство и распространение знаний в США» (1962 г.). Он выделил экономику знаний в отдельный сектор экономики. По мере увеличения роли науки под экономикой, базирующейся на знаниях, стали понимать определенный тип экономики, где сектор знаний играет решающую роль, а производство знаний становится источником роста экономики.

В настоящее время именно производство знаний служит основным источником роста экономики в развитых странах. О темпах развития этой тенденции говорит хотя бы то, что 90% ученых и инженеров, работавших за всю историю развития человечества, родились в XX веке, а среди всего объема знаний 90% созданы за последние три десятилетия.

По доле высокотехнологичных секторов в валовом внутреннем продукте (ВВП) список наиболее передовых стран мира выглядит так: Республика Корея (13%), Швейцария (12%), Германия (12%), Япония (11%), Швеция (10%), США (9%). Доля добавленной стоимости высокотехнологичных отраслей в ВВП России составляет 5% (по данным Международного валютного фонда, 2005 г.).

Не менее важен принятый ООН для оценки уровня развития страны индекс человеческого развития (рассчитывается на основе показателей уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия). По данным за 2010 год Россия на 65-м месте в мире (Норвегия – на 1-м, США – на 4-м, Республика Корея – на 12-м). В ряде стран сегодня регулярно проводятся общенациональные саммиты по проблемам экономики знаний.

Основа экономики знаний – образование. В современном мире движущая сила экономики, конкуренция, все больше сводится к конкуренции знаний.

В России сложилась достаточно непростая ситуация с производством знаний и информатизацией общества ввиду того что до последнего времени данному сектору экономики уделялось не так много внимания как требовалось.

К примеру, создав популярную компьютерную игру «Тетрис» в 1985 году, российский программист А.Л. Пажитнов заработал 15 тысяч долларов, Вычислительный центр РАН, где он работал, - 4 миллиона, а транснациональная корпорация «Nintendo», приобретя права на версию программного продукта для портативных игровых устройств в 1990 году, выручила больше миллиарда. В последствии Пажитнов эмигрировал в США, а в 1996 году перешел в транснациональную корпорацию «Microsoft», где занимался разработкой игрового программного обеспечения Pandora’s Box. Рыночная стоимость корпорации «Microsoft» по данным за 2010 год составляет около 200 миллиардов долларов, при этом стоимость материальных ценностей всего лишь 8% от общей стоимости, а годовая чистая прибыль - 20 миллиардов долларов. Для сравнения Россия за 2009 год произвела интеллектуальный продукт на сумму в 2 миллиарда долларов.

В самом ближайшем будущем развитие общества будет определяться законами экономики знаний, поэтому необходимо в корне изменять управление на всех уровнях, но прежде всего добиться изменения в массовом сознании, которое надо ориентировать на то, что основное богатство России -в кадрах, которые могут производить знания, а не в топливно-энергетических ресурсах. Опросы общественного мнения позволяют сопоставить место ученого в рейтинге профессий в России, странах Европейского союза, США. Так, в США, по данным Wall Street Journal за 2009 год, в списке наиболее престижных профессий ученый занимает второе место после врача, опережая инженера, министра, архитектора, юриста, банкира, бухгалтера, бизнесмена. В странах Европейского союза рейтинг популярности профессий таков: врачи – 71%, ученые – 45%, инженеры – 30%. Зеркально противоположная картина в России. По данным Центра исследований и статистики науки Министерства образования и науки РФ, из 13 оценивавшихся с точки зрения их престижности занятий в России профессия ученого оказалась на 11-м месте.

Производство знаний в мире четко локализовано. Всемирно известные центры производства знаний – это штаты Калифорния (крупнейшая сеть университетов и исследовательских центров с наибольших количеством учащихся, силиконовая (кремниеваемая) долина, отличающаяся высокой плотностью расположения высокотехнологичных компаний, занимающихся производством компьютерной техники) и Массачусетс (Гарвардский университет, Массачусетский технологический университет) в США, университетские города Кембридж (87 нобелевских лауреатов) и Оксфорд (50 нобелевских лауреатов) в Великобритании, Париж (Сорбонна – один из крупнейших университетских цетров мира) во Франции, Москва (Академическая сеть РАН, 103 учреждения высшего профессионального образования), Санкт-Петербург (Научный центр РАН, научно-образовательный потенциал составляет примерно 15% от всего потенциала России), Новосибирск (Новосибирский научный центр Сибирского отделения РАН – Новосибирский Академгородок) – в России.

Потребление знаний в отличие от производства распределено и по экспертным оценкам спадает по закону всемирного тяготения при удалении от производственного центра знаний (обратно пропорционально квадрату расстояния).

Как и обычная экономика, экономика знаний нуждается в измерениях. В США один из основных показателей – количество охранных документов, удостоверяющих исключительное право на изобретения, полезные модели или промышленные образцы. Также в качестве показателя используют число потребителей знаний (компании, внедряющие результаты научных исследований). Но предложение и спрос здесь пока еще часто не совпадают. К примеру, количество технологических предложений, опубликованных на информационных ресурсах самой крупной Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network) к концу 2010 года, составляло около 5100 единиц, что превышало число технологических запросов в 5 раз. Для рынка знаний характерно преобладание предложений над спросом. Большинство открытий и изобретений в истории человечества исчезает, не найдя спроса.

В развитых странах 25% трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких технологий. В США 8% населения создают свыше 20% ВВП, а страна расходует на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) около 40% от общемировых затрат, около 66% работающих сегодня имеют высшее или незаконченное высшее образование (правительство намерено при жизни нынешнего поколения довести этот показатель до 90%).

Показательны и данные по России (население — примерно 2,5% от мирового, ВВП — 2,5% от мирового, а расходы на НИОКР – заметно меньше 1% от мировых, при этом причиной все большего числа техногенных катастроф официально признается «человеческий фактор», т.е. некомпетентность или неспособность совладать со сложной техникой).

На рынке знаний нельзя, как на рынке товаров, предложить часть знаний на пробу, чтобы потом продать всю партию. Рынок знаний держится на репутации и доверии. Именно репутация в этой сфере стоит дороже всего.

На конкурентоспособность предприятий все больше влияния оказывает их способность идентифицировать, накапливать и развивать знания и, используя ключевые факторы успеха на рынке, создавать инновации для получения устойчивых конкурентных преимуществ.

Совокупность знаний, которыми обладают сотрудники предприятия, группы и подразделения, а также все связанные с предприятием внешние стратегические партнеры (потребители, поставщики, соисполнители, дилеры), составляют базу знаний предприятия.

В базу знаний могут быть включены:

· теория;

· результаты творческой деятельности;

· умения;

· навыки.

Под «умением» понимается, способность выполнить оригинальную задачу, операцию, рациональным способом, а под «навыком» - способность выполнять множество раз повторяющуюся стандартную задачу наиболее эффективным методом.

Различают индивидуальные и коллективные базы знаний. Они характеризуются наличием следующих элементов:

· теоретические знания;

· результаты творческой деятельности;

· умения;

· навыки.

Совокупность знаний в виде теории, творческих результатов, умений, навыков и компетенций составляет интеллектуальный капитал предприятия и его интеллектуальную собственность.

Интеллектуальный капитал (ИК) – это знания, обладающие потенциальной ценностью, т.е. идеи. Как таковой, интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он еще не защищен и не используется.

Интеллектуальный капитал на предприятии (связи с клиентами, технология, опыт сотрудников) делят на человеческий, структурный и клиентский интеллектуальный капитал.

Человеческий интеллектуальный капитал – капитал, воплощенный в людях, в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.

Структурный капитал – капитал, который остается на предприятии после ухода сотрудников с работы домой: интеллектуальная собственность, информационные системы, система финансовых взаимоотношений, инструкции, положения, стандарты.

Клиентский капитал – это система долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями.

Интеллектуальная собственность (ИС) – знания, которые являются собственностью предприятия, т.е. предприятие обладает действующими временными свидетельствами, подтверждающими право на владение и использование результатов интеллектуальной деятельности. Интеллектуальная собственность имеет стоимостную оценку, определяющую коммерческий потенциал будущего ее использования.

Знание имеет разнообразную форму и сложную циклическую структуру процесса формирования и использования. Формы проявления знания подразделяются по двум признакам – по характеру проявления и по способу формирования.

По характеру проявления знания выделяют две формы: имплицитная (неявная) и эксплицитная (явная). Имплицитная форма проявляется в неявном виде, основана на индивидуальном опыте и личных ценностях. Эксплицитная форма проявляется в явном, открытом виде, в методических руководствах, инструкциях, справочниках и т.п.

По способу формирования знания также выделяются две формы: рефлексивная (новые знания формируются на систематизированном объеме прошлых знаний) и интуитивная (новые знания формируются на основе познавательного процесса, используется незначительный объем явного знания). Условием рефлексивного процесса формирования новых знаний является наличие в достаточном объеме систематизированного, доступного для аналитической обработки явного знания, источником которого является опыт (практические знания) и база знаний предприятия. При интуитивном формировании новых знаний используются неявные знания, данный процесс трудно поддается контролю.

Существуют различные схематичные представления жизненного цикла знаний. Профессор технического университета Цюриха (ETH Zurich) Георг Фон Крог (род. 1963 г.) выделяет три этапа жизненного цикла: инициирование знаний, логистика знаний, интеграция знаний. На рис. 1.5. представлена обобщенная схема жизненного цикла знаний.

Рис. 1.5. Жизненный цикл знаний по Г. Крогу.

Немецкий профессор университета Саарланд, разработчик методологии моделирования бизнес-процессов ARIS, Август-Вильгельм Шеер (род. 1941 г.), представляет жизненный цикл знаний несколько по-иному. Он выделяет следующие этапы: описание бизнес-проблемы, семантическое моделирование (определение требований к решению задачи, характеристик нового знания), составление проектной документации, логистика знания, применение нового знания для решения бизнес-проблемы. Новое знание выявляется, перемещается, интегрируется и используется для решения конкретной задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: