ТЕМА 1.3. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Инновационная деятельность как объект управления.
Инновационный процесс (ИП) – это совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии).
Инновационный процесс охватывает процесс создания новой техники (ПСНТ), ее рыночное продвижение, использование потребителем и поддержку у потребителя.
Инновационный процесс может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном. По охвату и масштабу он может быть кластерный (межотраслевой) и отраслевой.
Выделяют основной инновационный процесс, процесс обслуживания и процесс регулирования.
Основной процесс включает в себя:
· создание, распространение (диффузию) и потребление (рутинизацию) новшеств;
|
|
· разработку и реализацию инновационных проектов;
· инвестиционный процесс.
При реализации основного процесса происходит преобразование инновации, она проходит ряд промежуточных состояний:
· идея потребности;
· конструкторское и технологическое выражение идеи;
· экспериментальный, опытный и серийный образцы;
· новый товар, новый элемент технологического процесса или новая технология у потребителя;
· социально-экономический эффект.
Кроме того, выделяют процесс обслуживания (обеспечения) и процесс регулирования.
Обеспечение процесса обслуживания инноваций является инфраструктурной задачей. Процесс обслуживания включает в себя:
· коммерческое, правовое и организационное обеспечение;
· информационно-технологическое и образовательное обеспечение;
· финансовое и материально-техническое обеспечение;
· набор и подготовку кадров;
· консалтинг.
Процесс регулирования осуществляется на государственном (федеральном), отраслевом, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях.
Основной инновационный процесс по характеру продвижения новшества можно представить в виде следующих трех логических форм:
· простой внутриорганизационный или внутрифирменный (натуральный) инновационный процесс,
· простой межорганизационный или межфирменный (товарный) инновационный процесс,
· расширенный инновационный процесс.
Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
|
|
При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма ИП означает отделение функции создателя и производителя новшества (функции новатора) от функции его потребления (функции инноватора). В условиях товарного ИП действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: создатель/производитель (новатор) и потребитель/пользователь (инноватор) новшества. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут представлять один хозяйствующий субъект.
Простой внутрифирменный ИП переходит в товарный ИП за две фазы:
· фаза 1: создание новшества и его распространение (продвижение идеи новшества по технологической цепочке создания новшества/товара, продвижение новшества/товара до первого инноватора); это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства.
· фаза 2: диффузия нововведения (продвижение новшества после первого опыта использования на одном предприятии на ряд других фирм, в отрасль).
Расширенный ИП проявляется в создании новых производителей нововведения. Нарушается монополия предприятия-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
Инновационный процесс имеет черты дискретности, цикличности, нестабильности и неопределенности.
Таким образом, инновационный процесс характеризуется следующими признаками:
· базируется на процессе создания новой техники (ПСНТ);
· включает создание новшества, его распространение (диффузию) и потребление (рутинизацию);
· состоит из регулирующих, основных и вспомогательных процессов;
· реализуется в виде инновационных целей, инновационных стратегий, инновационных проектов;
· имеет организационную форму в виде инновационного предприятия или подразделения;
· сопровождается инвестиционным процессом.
Участники инновационного процесса – совокупность новаторов и инноваторов, то есть государственных, региональных, отраслевых и муниципальных учреждений, звеньев инновационной инфраструктуры, другими словами, всех субъектов инновационного процесса, выполняющих функции создания, продвижения и использования новшеств, регулирования и обслуживания инновационного процесса.
Инновационная деятельность (ИД) – совокупность участников и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов.
Инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном, муниципальном, фирменном, бытовом. Она может быть межотраслевой и отраслевой.
Результатами своей инновационной деятельности участники основного и обслуживающего инновационных процессов обмениваются через рынки.
Законы, постановления, административные и экономические решения органов власти различных уровней составляют деятельность по регулированию инновационного процесса.
Инновационная среда – это сочетание внешней и внутренней сред участника инновационного процесса.
Внешняя инновационная среда делится на макро- и микросреду. Макросреда оказывает косвенное влияние на условия инновационной деятельности и ее результат, микросреда (ближнее окружение) – прямое. В качестве компонентов макросреды выступают политическая, экономическая, социальная, технологическая сферы (ПЭСТ). Компонентами внешней микросреды принято считать стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), рынок новшеств, рынок инноваций, рынок капитала (инвестиций), звенья, обслуживающие инновационный процесс.
|
|
Выделяют также внутреннюю инновационную среду, под которой понимают внутрифирменные отношения и связи, влияющие на ее инновационную деятельность.
Знание внутренней инновационной среды дает возможность оценить инновационный потенциал фирмы. Знание внешней среды – инновационный климат. Знание среды в целом – инновационную позицию фирмы.
Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности на предприятии.
Инновационный климат – совокупность сфер и зон хозяйствования, необходимых для осуществления инновационной деятельности по реализации инновационного потенциала предприятия.