Основы конституционного строя

Конституция Российской Федерации 1993 года.

Тема №2 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

План.

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

2. Основы конституционного строя.

3. Права и свободы человека и гражданина.

4. Федеративное устройство.

5. Органы государства.

Конституционное право как отрасль – это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и реализующих основы правового статуса личности, общественных объединений и некоторых других социальных коллективов, социально-экономической структуры, политической системы и духовной жизни общества, обеспечивающих законные условия для осуществления государственной власти.

Конституционное (государственное) право является основополагающей отраслью права Российской Федерации. Основным нормативным источником этой отрасли права является Конституция Российской Федерации.

Конституция - основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны. По форме конституция является юридическим документом. Она принимается парламентом, монархом. Данный документ имеет высшую юридическую силу и является основой всего остального законодательства страны.

В начале 90-х годов возникланеобходимость смены Конституции.

Эта необходимость была обусловлена следующими причинами:

1. Конституция РСФСР 1978 г. принималась как конституция республики в составе СССР, а в 1991 г. СССР распался;

2. Конституция РСФСР 1978 г. принималась в период так называемого "раз­витого социализма", а в конце 80-х - начале 90-х гг. произошел отход от социалистического строя;

3. Конституция РСФСР 1978 г. устанавливала систему власти Советов, в то время как в 1990-е гг. данная система работала менее эффективно;

4. в 1991 г. прекратила свое существование КПСС, руководящая роль которой закреплялась в Конституции РСФСР 1978 г.;

5. в 1992 г. в России началась радикальная экономическая реформа, а Конституция закрепляла в экономике социалистический уклад;

6. реальностью в России была многопартийность;

7. был введен пост Президента России, что значительно повлияло на ситуацию в стране;

8. старая система власти уже не работала, а новая не была закреплена конституционно, что порождало острую борьбу между различными вет­вями власти;

9. иными причинами.

Таким образом, в начале 90-х годов возникла необходимость коренных конституционных реформ и принятия нового основного закона (взамен старого, значительно устаревшего).

Борьба за власть между законодательной (Съезд народных депутатов РСФСР - РФ) и исполнительной (Президент, Правительство) властя­ми стала главной причиной торможения конституционного процесса.

Комиссия по подготовке новой Конституции была создана 22 июня 1990 года на 1 Съезде народных депутатов РСФСР. Комиссией был подготовлен проект Конституции РФ. Однако попытки его принять (весна - осень 1992 г., весна 1993 г.) окончились безрезуль­татно.

Проект предусматривал контроль парламента за правительством и президентом и не устраивал сторонников Президента на Съезде (око­ло 40%). В свою очередь, Съезд отвергал предложения Президента. В Рос­сии наступил конституционный кризис.

5 июня 1993 года сторонники Президента открыли конституционное совещание в г. Москве и выработали свой ("президентский") проект Конституции.

"Президентский" проект предусматривал:

1. чрезмерные полномочия Президента РФ (право назначать министров

2.без согласия парламента и др.);

2. слабую роль парламента, фактически лишение его контрольной функции;

3. слабый контроль судебной власти за деятельностью исполнительной власти;

4. иные положения, вызвавшие неприятие у Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.

24 июня 1993 года парламент отказался сотрудничать с конституционным совещанием, а Президент отказался сотрудничать с парламентом. 21 сентября 1993 года Президент РФ своим указом распустил Съезд на­родных депутатов и Верховный Совет РФ, чего Конституция не предус­матривала.

Противостояние между сторонниками и противниками Президентазавершилось трагическими событиями 3 - 4 октября 1993 года (штурмом здания парламента и подавлением его сторонников). На 12 декабря 1993 года были назначены референдум по вопросу при­нятия новой Конституции и выборы в новый парламент. На референдум был вынесен проект Конституции, выработанный конституционным совещанием, с незначительными дополнениями. 12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята большинством изби­рателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в силу.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции.

Российская Федерация является демократиче­ским федеративным правовым государством с республикан­ской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется, прежде всего, в том, что человек, его права и свободы объявлены Кон­ституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обя­занность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

Федеративное устройство России означает, что в её состав входят равноправные субъекты Россий­ской Федерации, каждый из которых имеет свое законодатель­ство. Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государст­венной целостности страны и единстве системы государствен­ной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечиваются целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявля­ется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться, прежде всего, на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для органов государ­ственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнитель­ной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равно­правие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие прин­ципы экономической жизни страны. Это, прежде всего единст­во экономического пространства, свободное перемещение то­варов, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, ка­сающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших бо­гатств - к земле. Земля и другие природные ресурсы могут на­ходиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологиче­ское и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия - светское государство. А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены следующие основные принципы построения правовой системы и законодательства:

1. Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т.е. может сама по себе применяться на практике и в судах;

2. все законы подлежат обязательному официальному опуб­ликованию, без чего они не применяются;

3. любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

4. поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участву­ет Российская Федерация, являются обязательными для при­менения на территории России.

2. Права и свободы человека и гражданина.

Установленные Конституцией и другими нормативными актами права и свободы человека и гражданина подразделя­ются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления установлен­ных прав и свобод и их защиты.

Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и неотделимы от человеческой личности. Уста­новленные Конституцией права и свободы являются непосред­ственно действующими.

Установлено равенство людей перед законом и судом. Равен­ство прав и свобод означает, - что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного поло­жения, должности, места жительства и отношения к религии.

К числу личных прав относятся право на жизнь (смертная казнь применима только за особо тяжкие преступления против жизни), право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения, включая свободу покидать тер­риторию России. Гражданам России гарантируется право бес­препятственного въезда в страну.

К числу политических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты сво­их интересов, право на проведение собраний, митингов, де­монстраций.

Важными социально-экономическими правами являются пра­во частной собственности на различные виды имущества, в том числе право собственности на землю, а также право на свободный труд.

Материнство, детство и семья находятся под защитой госу­дарства. Государство гарантирует бесплатность и общедос­тупность основного общего и среднего профессионального образования.

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты является наиболее де­мократическим. Предусматривается право на получение ква­лифицированной юридической помощи. Установлена пре­зумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Наряду с правами Конституция России устанавливает важ­ные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

Конституцией установлено, что гражданин, достигший 18 лет, самостоятельно и в полном объеме осуществляет свои права и обязанности.

3. Федеративное устройство.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодатель­ство, остальные субъекты Российской Федерации - свои уста­вы и законодательства.

В Российской Федерации нет сецессии т.е. права выхода из Федерации.

Российская Федерация, а также субъекты Российской Фе­дерации имеют собственные сферы компетенции, или, как го­ворится в Конституции, предметы ведения.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

1. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

2. решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;

3. установление системы федеральных органов власти, поряд­ка их организации и деятельности;

4. установление правовых основ единого рынка;

5. финансовое, валютное, таможенное регулирование;

6. установление федеральных налогов и сборов;

7. внешняя политика и международные отношения России;

8. оборона и безопасность страны;

9. судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации. К ним, например, относятся:

1. обеспечение законности и правопорядка;

2. вопросы владения, пользования и распоряжения землей;

3. разграничение государственной собст­венности;

4. вопросы природопользования;

5. административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федера­ции обладают всей полнотой государственной власти.

Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положе­ния Конституции России.

Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

4. Органы государства.

а) Президент Российской Федерации является главой государ­ства. Он является гарантом Конституции, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территори­альной целостности. Определяет основные направления внут­ренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 4 года на основе всеобщего пря­мого тайного голосования. Одно и то же лицо не может зани­мать должность Президента более двух сроков подряд.

Президент назначает Председателя Правительства, форми­рует и возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы Го­сударственной Думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным Главнокомандующим Вооружен­ными Силами страны.

Президент издает указы и распоряжения. В некоторых слу­чаях он может быть досрочно отстранен от должности, для че­го применяется определенная процедура. Президент может уй­ти в отставку.

б) Федеральное Собрание, или парламент Российской Федера­ции является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждо­го субъекта РФ: один - от представительного органа, другой - от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе, они не могут нахо­диться на государственной службе и заниматься другой опла­чиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава своих Председателей.

Основная функция Федерального Собрания - принятие фе­деральных законов.

Проект закона поступает сначала в Государственную Думу, где он принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов от общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключе­нием некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после чего-либо образуется согласи­тельная комиссия из представителей обеих палат, либо Госу­дарственная Дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ, который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный Президентом закон может быть снова рас­смотрен Федеральным Собранием. Если при повторном рас­смотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством 2/3 голосов как в одной, так и в дру­гой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан Президентом.

в) Правительство Российской Федерации осуществляет испол­нительную власть РФ. Оно состоит из Председателя, его за­местителей и федеральных министров. Председатель Правительства представляет Президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государст­венной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его испол­нение. Правительство проводит единую финансовую, кредит­ную и денежную политику, единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспече­нию законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции Правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполне­нию в Российской Федерации.

г) Судебная власть осуществляется посредством конституци­онного, гражданского, административного и уголовного судо­производства.

Правосудие в России осуществляется только судами. Судьи являются независимыми и подчиняются только закону. Они несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбиратель­ство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, пре­дусмотренных федеральным законом (например, необходи­мость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит из трех частей: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и Правитель­ства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъек­тов Российской Федерации, рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских или районных) судов. Они рассматривают гражданские (с уча­стием граждан), а также уголовные, административные и неко­торые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъек­тов Федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы Про­куратуры РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: