Червячная передача - механизм, служащий для преобразования вращательного движения между скрещивающимися валами. Обычно червячная передача состоит из червяка 1 и червячного колеса 2 (рис. 3.14).
Червячные передачи относятся к передачам зацеплением, в которых движение осуществляется по принципу винтовой пары: винтом является червяк, а червячное колесо представляет собой узкую часть длинной гайки, изогнутой по окружности резьбой наружу. Червячные передачи широко применяются в металлорежущих станках, подъёмно-транспортном оборудовании, транспортных машинах, в приборостроении.
Зубья колеса имеют вогнутую форму, что увеличивает длину контактных линий с червяком и улучшает качество работы передачи.
Достоинства червячных передач:
• малые передаточные отношения (большие коэффициенты редукции);
• компактность при большом коэффициенте редукции;
• плавность зацепления и бесшумность работы;
• самоторможение (не требуются тормозные, стопорные устройства);
• передача больших вращающих моментов.
Недостатки червячных передач:
• повышенный износ червяка, колеса и их нагрев из-за трения;
• сравнительно низкий КПД из-за трения (h = 0,5...0,92);
• необходимость применения для венцов червячных колёс дорогих антифрикционных материалов (например, бронзы);
• ограниченность передаваемой мощности (не выше 50...60 кВт).
Передаточное отношение червячной передачи
где k - число заходов червяка; z - число зубьев червячного колеса.