Зубчатая передача - механизм, предназначенный для передачи вращательного движения от одного вала к другому е помощью находящихся в зацеплении зубчатых колёс.
Меньшее из колёс передачи принято называть шестерней, а большее - колесом. Зубчатые передачи - это наиболее распространённый вид механических передач в машиностроении и приборостроении.
Достоинства зубчатых передач:
• постоянное передаточное отношение (отсутствует проскальзывание);
• высокий КПД (h = 0,97.-0,99);
• относительная компактность при передаче больших моментов;
• относительно небольшие нагрузки на опоры валов;
• большая долговечность и высокая надёжность в широком диапазоне передаваемых мощностей (до десятков тысяч киловатт у тяжелых колес);
Недостатки зубчатых передач:
• сложность изготовления и сборки точных передач;
• возможность возникновения шума и вибраций из-за недостаточной точности изготовления и сборки (при высоких скоростях вращения);
• не предохраняют механизмы от опасных перегрузок.
|
|
Классификация зубчатых передач (по рис. 3.13):
По форме образующей:
-цилиндрические (а, б, в, г, ж);
-конические (д, е, з);
По форме зуба:
-прямозубые (а, г, д);
-шевронные (в);
-косозубые (6, ж);
- криволинейные (гипоидные) (е, з).
По зацеплению:
-с наружным (а, 6, в, д...з):
-с внутренним зацеплении (г).
По взаимному расположению осей колёс:
-с параллельными осями (цилиндрические) (д...г);
-с пересекающимися осями (конические, д, е);
- со скрещивающимися осями (гипоидные конические, з), винтовые цилиндрические, ж).
|
Передаточное отношение зубчатой передачи:
где z1, z2 - число зубьев ведущего и ведомого зубчатых колес.