Под экономическим анализом понимают процесс комплексного исследования хозяйственной деятельности предприятия, результаты которой проявляются под воздействием экономических законов развития общества и множества факторов субъективного порядка.
Экономический анализ – система приёмов и методов для изучения хозяйственно - финансовой деятельности предприятий.
Основное назначение экономического анализа – оценка состояния экономической системы (предприятия торговли) и определение наиболее эффективных путей использования имеющихся на предприятии ограниченных ресурсов в соответствии с принятыми критериями.
Основные задачи анализа:
1.оценка текущего экономического состояния предприятия
2.сравнение фактических результатов с установленными заданиями и известными достижениями
3.поиск наилучших вариантов использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых)
4.разработка прогноза изменения результата хозяйственной деятельности на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
Этапы экономического анализа:
1.составление плана анализа (цель, форма анализа, источники и перечень информации, содержание аналитической работы, сроки и исполнители).
2.получение информации и её проверка в части полноты, взаимоувязки и согласованности данных различных источников, правильности заполнения реквизитов, документов.
3.аналитическая обработка данных.
4.составление заключения с выводами и предложениями по результатам анализа.
Виды анализа хозяйственной деятельности:
1. Предварительный – осуществляется перед совершением хозяйственных операций, связанных с планированием, прогнозированием, разработкой и принятием оптимальных управленческих решений.
2.Оперативный – проводится в ходе выполнения плана хозяйственной деятельности за короткие промежутки времени.
3. Текущий – применяется для всесторонней и объективной оценки выполнения плана, результатов расчётов за отчётный период и разработки рекомендаций по повышению эффективности хозяйствования.
С помощью экономического анализа изучаются возможности повышения эффективности деятельности предприятия, т. е. улучшения соотношения между затратами и результатами:
---оценка производительности труда работников торгового зала
---степень использования торговой площади
---рациональность использования складских и служебных помещений
---оценка доходности каждой ассортиментной позиции, размеров затрат по статьям расходов
---материальное стимулирование сотрудников
ТЕМА 1.3: Спрос на товары народного потребления.
1. Спрос как экономическая категория.
Изучая проблему спроса, различают 3 понятия:1).потребности;2).спрос;3).потребление
Потребности – выраженные совокупности материальных, духовных и социальных условий жизни, достижение которых является объективным условием развития общества.
Спрос как экономическая категория – это потребность, обеспеченная денежными средствами.
Соизмерение потребностей и спроса производится на базе измерения потребления, т.е. через уровень потребления конкретных материальных благ.
Потребности, как правило, больше спроса и потребления. Соотношение между спросом и потреблением различается в зависимости от конкретных товаров и товарных групп.
Спрос – экономическая категория, характерная для товарного (рыночного) хозяйства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учётом платёжеспособности. В системе рыночных отношений категория спроса может выступать как:
1.Макроспрос – спрос на уровне какого-либо единого пространства (всего населения РБ, области или региона) на продукцию отраслей народного хозяйства или спрос на отдельные товарные группы.
2.Микроспрос – спрос на уровне предприятия либо спрос на конкретное изделие или их разновидности в зависимости от потребительских свойств и признаков.
Классификация спроса:
1. По периодичности возникновения:
---повседневный ---периодический
---эпизодический ---импульсивный
2. По степени удовлетворения:
---действительный ---реализованный
---неудовлетворённый
3. По степени интенсивности:
---формирующийся ---угасающий
---интенсивный ---отрицательный
---стабилизированный