Психофизиологические характеристики интеллектуальной деятельности

Среди многочисленных вопросов психофизиологии умственного труда одним из наиболее важных является умственная деятельность студентов. Разработка его аспектов представляет не только теоретический интерес, но имеет и прикладное значение с точки зрения физиологического обоснования режима труда и отдыха студентов, рациональной организации учебного процесса. Учебный процесс студентов - это умственный труд, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требуюшие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для большинства современных профессий интеллектуальной деятельности характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема и разнородности информации, дефицит времени для принятия решений, а также возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга и вегетативной нервной системы и в то же время очень малое участие мышечной компоненты. Все это нередко приводит к эмоциональному перенапряжению, оказывается причиной возникновения заболеваний сердечно-сосудистой, нервной систем.

Психофизические основы учебного труда студента

Обучение в высшей школе - сложный и достаточно длительный процесс, имеющий ряд характерных особенностей и предъявляющий высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей.

В течение всего курса обучения студенты находятся в постоянном напряжении, которое у них значительно выше, чем у молодых представителей других социальных групп.

Дважды в год, во время экзаменационной сессии, состояние умственного и нервного напряжения у студентов резко обостряется, сопровождается сильными эмоционально-стрессовыми воздействиями. Труд экзаменующихся, особенно в вузах, относится к особому виду умственного труда - к эмоционально-интеллектуальному труду. Экзамены для студентов - критический момент, который определяет его положение в институте. При сдаче экзаменов отмечается изменение вегетативных показателей, увеличивается частота сердечных сокращений, систолическое давление, минутный и систолический объем крови, наблюдается некоторое снижение диастолического давления - что характерно для состояние тревоги. Иногда при этом отмечаются глубокие физиологические и биохимические изменения, которые могут переходить в патологические, и, что особенно важно, эти изменения ликвидируются медленнее, чем при физическом труде.

Молодые люди, только что окончившие среднюю школу, нелегко привыкают к новым для них методам преподавания и контроля успеваемости в вузе, к системе ежесеместровых экзаменов. При кажущейся сравнительной свободе студенческой жизни необходимость самостоятельно планировать работу во внеучебное время и тем самым регулировать равномерность нагрузки в течение учебного года осознается далеко не сразу и не всеми. Это создает дополнительные трудности и приводит к резкому умственному перенапряжению при подготовке к экзаменам, нарушению режима труда, от­дыха, питания. переутомлению, снижению работоспособности и успеваемости, а иногда и к прерыванию учебы в вузе.

Значительная часть студентов при поступлении в вуз переезжает в другой город, отлучается от семьи и живет в общежитии. Это приводит к полному изменению привычного образа жизни, требует самостоятельного решения повседневных жизненных и бытовых проблем, без привычной кон­сультации с родителями. Условия общежития вынуждают к постоянному пребыванию среди других студентов, затрудняют возможность уединения, необходимое время от времени каждому человеку.

Годы студенчества совпадают с периодом возрастной физиологической перестройки организма, переходом от детской зависимости к статусу взрослого со всеми его правами и обязанностями, необходимостью оценки собственных способностей и склонностей в избранном направлении дея­тельности. Каждому молодому человеку, ставшему студентом, приходится искать свое место в новом коллективе, заново устанавливать взаимоотношения с множеством людей, преподавателей и студентов, приобретать социальный опыт и ответственность за принятие решений. В жизни студентов значительную роль играют эмоциональные личные переживания.

Наконец, для многих студентов, прибывших в вуз из отдаленных регионов с резко отличными природными условиями, ко всему добавляется влияние новых климатических факторов. Изменение условий жизни и характер деятельности приводят к резкому изменению динамического стереотипа, перестройка которого зависит от типа высшей нервной деятельности каждого человека и никогда не дается легко.

Таким образом, при поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы. Процесс адаптации происходит на фоне других влияний, характерных для современных условий, и в той или иной степени отражающихся на здоро­вье всех людей.

В начальной фазе адаптации у студентов преимущественно наблюдаются трудности психоэмоционального характера, которые при неблагоприятном течении приспособительного процесса могут перейти в стадию "предболезни", что является предвестником целого ряда заболеваний. Важно учитывать состояние, когда заболеваний еще нет, но защитные и приспособительные возможности организма исчерпаны или ослаблены.

• Сравнительное изучение состояния здоровья студентов разных вузов показало, что наблюдается значительная разница в динамике острых (с временной нетрудоспособностью) и хронических заболеваний. На младших курсах (начальная фаза адаптации) преобладают острые респираторные заболевания и вегетососудистые дистонии. Это связано с перенапряжением компенсаторных защитных механизмов адаптации. К концу периода обучения число заболеваний с временной утратой трудоспособности заметно снижается, что свидетельствует о наступлении адаптированности к условиям вуза. На старших курсах преобладает заболеваемость, вызванная длительными воздействиями хронических стрессов; к концу периода обучения возрастает количество больных гипертонической болезнью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозами и т.д. Это является отражением неблагоприятного течения адаптивных процесссов, "срыва" адаптации.

Объективные и субъективные факторы обучения Изучение факторов, оказывающих влияние на профессиональную работоспособность студентов, вскрыло существенные изъяны в режиме труда, быта и отдыха студентов. Не соблюдается режим питания, типичен поздний отход ко сну, ограничено пребывание на свежем воздухе; 70,9% студентов эпизодически занимаются физкультурой и спортом, из них 36% отмечают низкую физическую активность (анкетирование проводили осенью 2005 г. среди студентов подготовительного отделения РГСУ)

У студентов в период экзаменационной сессии до минимума сокращается динамический компонент; 10-12 часов в день студенты находятся в состоянии статического мышечного напряжения. При таком режиме работы, когда гипокинезия является постоянной у большинства студентов, а напряжение мозговых функций значительно возрастает, многие из них жалуются на болезненное состояние и усталость.

Кроме того, сама учебная деятельность студента за последние годы настолько изменилась, что его адаптационно-компенсаторные механизмы не справляются со всеми нагрузками. А это, в свою очередь, приводит к

истощению и срыву адаптации, что служит основой болезни. Некоторые авторы (В.К. Бальсевич и др.) связывают проблему ухудшения состояния здоровья студентов на данном этапе с неспособностью молодежи противостоять изменившимся социально-политическим и экономическим условиям общества.

Перегрузки в учебе, нервное перенапряжение, дефицит времени, отрицательные эмоции, гиподинамия, нарушение режима труда и отдыха являются теми факторами (факторами "риска"), которые вызывают у студентов нервно-вегетативное напряжение. В результате у них возникают значительные изменения в организме, что сопровождается постепенным развитием функциональных нарушений (вегетативной дистонии) и резким снижением работоспособности. Вегетососудистая дистония у многих студентов сопровождается повышением артериального давления и протекает по гипертоническому типу. Среди невротических симптомов значительное место занимает тревожное состояние, своевременное выявление которого имеет особое значение для профилактических мероприятий. Состояние тревожности рассматривается как эмоционально-психологическое напряжение, сближающееся с эмоциями страха: как более или менее ус­тойчивая черта характера индивида, которая формируется при изменении привычных условий жизни, нарушении динамического стереотипа. Большую роль в развитии невротических состояний играют воздействия отрицательных эмоций и стрессовых ситуаций на организм студентов. Результаты анкетирования, проведенного на кафедре физического воспитания (2006-2007 уч. год), выявили наличие различных психотравмирующих ситуаций и наследственной предрасположенности к психосоматическим заболеваниям. Корреляционный анализ выявил связь между факторами "риска" и показателями психоэмоциональной дезадаптации и вегетативными жалобами. Анализ анкетных данных выявил тенденции к увеличению лиц с различными эмоциональными расстройствами в виде выраженного внутреннего напряжения (у 41% студентов) и наличия тревоги (6,1%), повышенной раздражительности (32,2%), утомляемости (33%), рассеянного внимания (24,4%). Среди вегетативных нарушений по сравнению с предыдущими ис­следованиями, возросло количество студентов с жалобами на головные боли (42%), сердцебиение (31%) под влиянием учебных нагрузок в течение года заметно снижается: к концу 1 -го семестра - у 40%, а к концу П-го семестра - у 67-70% обследованных студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: