Преступление, предусмотренное ст. 297 УК РК, впервые устанавливает ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия.
Общественная опасность этого преступления заключается в том, что потерпевшим, находящимся в опасном для жизни состоянии и лишенным возможности принять меры к самосохранению, не всегда оказывается необходимая помощь. В результате этого тяжесть последствий увеличивается и нередко ими является смерть человека. Кроме того, водители, скрываясь с места дорожно-транспортного происшествия, как правило, превышают дозволенную скорость движения, грубо нарушают иные правила дорожного движения, чем создают аварийные ситуации, нередко приводящие к новому дорожно-транспортному происшествию2. Поэтому законодатель, ввиду острой необходимости предупреждения подобных происшествий, а также уменьшения тяжести причиняемого вреда, счел возможным выделить данное преступление в самостоятельный состав.
Так, например, в республике в 2004 г. с места автодорожного происшествия скрылось 4022 водителя. Каждый восьмой оставил на месте происшествия труп3.
Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств. Дополнительный объект - жизнь и здоровье потерпевших либо сохранность имущества.
Объективная сторона данного преступления заключается в оставлении водителем места дорожно-транспортного происшествия в результате преступного нарушения правил дорожного движения яри наличии у него возможности оказания помощи потерпевшему. Такие действия, как правило, образуют совокупность двух преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. ст. 296 и 297 УК РК.
Необходимыми и обязательными признаками объективной стороны данного деяния являются наличие вредных последствий, указанных в ст. 296 УК РК и наличие причинной связи между оставлением места дорожно-транспортного происшествия и наступившими вредными последствиями.
Оставление потерпевшего в опасности водителем в местах, где помощь потерпевшему могла быть оказана другими лицами, не исключает его ответственность по ст. 297 УК РК. Однако данная норма не может быть применена в случаях, когда смерть потерпевшего наступила мгновенно, в момент совершения преступления.
Приведем пример из практики. Так, Б., следуя на автомашине ВАЗ-2103, совершил наезд на пешехода Р., причинив последнему тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, после чего скрылся. Суд прекратил уголовное преследование по основаниям ст. 110 УК Каз ССР (ст. 119 УКРК) «Оставление в опасности», указав при этом, что потерпевшему оказали помощь другие люди1. Такая позиция суда, на наш взгляд, не основана на законе и вызывает возражение как противоречащая постановлению Пленума Верховного Суда КазССР «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» от 23 сентября 1983 г. в котором разъясняется, что оставление потерпевшего в опасности водителем в местах, где потерпевшему могла быть оказана помощь другими лицами, не исключает его ответственности по ст. 110 УК Каз. ССР (ст. 119 УКРК).
В этой связи нельзя согласиться с утверждением А. В. Галаховой о том, что если наезд на потерпевших был совершен в населенном пункте в присутствии граждан, то нельзя считать, что потерпевшие остались в опасном для них состоянии без помощи2. Такие рекомендации не правильно ориентируют судебно-следственные органы и способствуют ошибочной квалификации подобных случаев.
Рассматриваемое преступление имеет материальный состав и поэтому считается оконченным с момента наступления указанных в ст. 296 УК РК вредных последствий.
Согласно примечанию к ст. 297 УК РК, не влекут уголовную ответственность случаи оставления места дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием помощи пострадавшим.
Субьектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и управляющее транспортным средством, указанными в диспозиции и в примечании к ст. 296 УК РК.
Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется умышленной формой вины. Виновный сознательно не оказывает помощь пострадавшему в результате дорожно-транспортного происшествия, предвидит возможность наступления вредных последствий, желает или сознательно допускает их наступление. Вместе с тем, не исключается неосторожная форма вины в виде преступной самонадеянности (например, водитель уезжает с места дорожно-транспортного происшествия, рассчитывая на то, что потерпевшему окажут помощь иные лица, находившиеся на месте происшествия).