Тема 2. Военная демократия и первые государственные образования на территории Казахстана (VI- XIV вв.)

Тема 1. Предмет и система курса истории государства и права Республики Казахстан.

1. Предмет истории государства и права Республики Казахстан.

2. Методологические проблемы истории государства и права Республики Казахстан.

1. Государство и право изучаются целым рядом дисциплин и наук: теорией государства и права, историей, политологией, социологией, отраслевыми юридическими науками, но при едином объекте исследования, каждая дисциплина имеет свой предмет, то есть круг изучаемых явлений, институтов и учреждений. Предметом истории государства и права Казахстана являются: процесс происхождения и развития государственно-правовых систем, место и роль государства и права в жизни общества в различные периоды истории; особенности форм и содержания элементов государственно – правовых систем, обусловленные спецификой кочевого способа производства.

Здесь необходимо определить понятие государственно-правовой системы, т.к. традиционно государство и право рассматриваются как самостоятельные, хоть и тесно связанные друг с другом институты. В то же время, они не могут существовать друг без друга, составляя неразрывное целое. Так, государство прямо или опосредовано устанавливает и санкционирует правовые нормы, охраняет их и применяет принуждение при их нарушении, право в свою очередь непосредственно влияет на государство через конституционные или иные нормы, упорядочивая политические отношения в обществе. Таким образом, мы можем говорить о существовании государственно-правовой системы, элементами которой является государство и право как системы низшего порядка, и именно развитие этих систем на территории Казахстана во времени изучается историей государства и права.

2. Кроме предмета, история государства и права Казахстана имеет методы исследования, т.е. определенную последовательность действий, приемов, операций, выполнение которых необходимо для достижения целей, заранее поставленных при изучении какого-либо явления или процесса. Любой метод подразделяется на подход, определяющий основной путь решения задачи и принцип, выражающий конкретное содержание метода, т.е. средство реализации подхода. Методы, использующиеся в изучении истории государства и права, I можно разделить на следующие группы:

1. общефилософские методы, к которым относятся диалектический и метафизический методы;

2. общенаучные методы, к которым относятся исторический метод, раскрывающий движение объекта исследования во времени, логический метод, раскрывающий внутреннюю суть явлений, методы восхождения от конкретного к абстрактному, восхождения от абстрактного к конкретному, индуктивный, дедуктивный, анализа, синтеза, описания, измерения и т.п. Одним из важнейших общенаучных методов является системный метод, заключающийся в рассмотрении объекта как системы, все элементы которой находятся в тесной взаимосвязи;

3. специальные методы, к которым относятся специально-исторические и специально-правовые методы, в том числе историко-генетический, т.е. последовательное раскрытие свойств, функций, изменений изучаемой реальности во времени; историко-сравнительный, т.е. раскрытие сущности изучаемых явлений в процессе сравнения (по сходству и различию присущих им свойств); историко-типологический, т.е. выделение единого, присущего многообразию тех или иных сочетаний единичного; историко-системный, заключающийся в рассмотрении как системы самого исторического процесса, состоящего из элементов - ситуаций и событий и т.п.

4. конкретно-проблемные или частные методы, направленные на изучение конкретных явлений, характеризующих те или иные стороны и явления действительности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Еркин Абиль. История государства и права Республики Казахстан. Астана. «Фолиант». 2000.

2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алма-Ата. 1992.

1. Племенные союзы усуней и канглы на территории Казахстана.

2. Западно - тюркский каганат. Родовая аристократия и свободные общинники. Каган и его власть. Общинные учреждения. Зарождение феодальной государственности в оседлых районах земледелия и городских поселений Семиречья.

3. Выдвижение кыпчакского союза тюркских племен (X - XII вв.) в районах центрального Казахстана (Дешт - и Кыпчак). Родо - племенная организация. Органы военной демократии. Хан и его власть.

4. Караханидское государственное объединение на юге Казахстана (X-XII вв.). Общественный строй. Собственность на землю- институт икта. Особенности коммендации и прекария. Власть хана. Суд, распространение шариатного права.

5. Казахстан под властью монголов. Слияние родовой аристократии тюркских племен с монгольской военно- родовой аристократией.

1. Территорию Казахстана в I тысячелетии до н.э. населяли потомки андроновских и бегазы-дандыбаевских племен, известные по греческим источникам как "скифы", а по персидским как "саки". Скифо-сакские племена делились на ряд объединений - протогосударств массагетов, саков-тиграхауда, саков-хаомоварга, саков-парадарайя исседонов и др. Ниже мы рассмотрим основные признаки, по которым эти объединения можно считать ранними государствами.

Территория и административное устройство. Каждое сако-скифское объединение имело определенную территорию, на которую распространялась власть царя и народного собрания. Так, границы земель, подвластных скифам простирались на востоке до реки Дон, за которой располагались земли савроматской конфедерации, занимавшей территории Северного Кавказа, Поволжья, Южного При-уралья и прилегающих северо-западных районов Казахстана. Центральный и Северный Казахстан занимало объединение исседонов, западные владения, которых простирались до Мугоджарских гор. Районы к северо-востоку, северу и северо-западу от Аральского моря занимали массагеты, под властью которых находилось также нижнее и среднее течение Сырдарьи и полуостров Мангыстау. Именно в нижнем течении Сырдарьи находились укрепленные города саков - Чи-рик-Рабад, Бабиш-Мулла и другие. От среднего течения Сырдарьи на западе до Алтайских гор на северо-востоке простирались земли саков-тиграхауда. Саки-хаомаварга занимали Ферганскую долину и земли к югу от Сырдарьи.

Первой империей, образованной кочевниками, была империя хунну, образовавшаяся в III в. до н.э. с центром на территории современной Монголии. Хотя хунну были известны с IX в до н.э., их объединение носило протогосударственный характер, возглавлялось выборным правителем с титулом "сенгир" - "высочайший" и представляло собой конфедерацию военно-потестарных образований. Однако пришедший к власти в результате переворота в 209 г до н.э. сенгир Моде провел ряд реформ, превративших объединение хунну в централизованную державу и начал активную деятельность по созданию империи.

Были разгромлены и включены в состав государства хунну его восточные соседи дунху, западные - юечжи и усуни, южные - байян и лауфань. Война между хунну и Китаем закончилась в 188 г. до н.э. поражением последнего и обязательством выплаты дани. В 90 г. до н.э. Китай вновь потерпел поражение. В 47 г. до н.э. империя хунну распалась на северное и южное владения, последнее было включено в состав Китайской империи. В 93 г. н.э. государство хунну перестало существовать.

Система управления. Во главе хунской державы стоял монарх, носивший сложный титул "рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хунский великий сенгир". Кроме того, сенгиры носили титул "танир-кут". т.е. "обладающий небесной (божественной) благодатью". Кроме функций светского правителя, хунский сенгир выполнял функции первосвященника. Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась по наследству от отца к сыну. Нередки были случаи узурпации власти и выборов сенгира знатью. Полномочия у сенгира были достаточно широкие, кроме политического и духовного руководства, он являлся верховным главнокомандующим и выполнял дипломатические функции.

Образование хуннской державы стимулировало появление развитых государственно-правовых систем на территории Казахстана, прежде всего, в регионах, находившихся под властью хунну. Это государства усуней и кангаров. Усуни, обитавшие первоначально в районе реки Данхэ в III веке до н.э. были разгромлены хуннами и вошли в состав их империи. Правителю усуней был поручен "надзор за караулами при Западной стене (границе - авт.)". С помощью сен-гира усуни разгромили юэчжей и заняли Семиречье. Здесь в 177 году до н.э. было основано государство, находившееся под протекторатом хунну. Большую часть населения составили потомки сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II века до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну. В 53 году до н.э. государство усуней распалось на две части.

2. В V веке одно из позднехуннских объединений, подчиненных Китаю - ашина, перекочевали на территорию Алтая и вошли в состав жужаней. Именно это объединение носило название "тюрк". В 551 году тюрки сделали попытку освободиться от власти жужаней, для чего заключили союз с Китаем. В 552 году правитель тюрков Бумын принял титул Иль-хан, что знаменовало собой юридическое провозглашение образования новой империи -тюркской. Уже в 60-70-е годы VI века тюркам подчинились все кочевые и полукочевые объединения степной Евразии от Черного моря до Тихого океана. Таким образом, тюрки создали первую евразийскую империю. С 555 года она делилась на две полуавтономные части - восточную и западную. Последняя включала в себя территорию современного Казахстана, Средней Азии, части Восточного Туркестана.

3. Кыпчакская конфедерация складывается в начале ХI в. первоначально на территории прежнего расселения кимако-кыпчакских племен. К концу века регион этого нового этнополитического союза расширился до южнорусских степей, земли восточных кыпчаков стали называться Дашт-и Кыпчак. Кыпчакский политический союз сохранял родоплеменную организацию, племенами управляли беки (князья), родами старейшины. Во главе союза племен стоял Хакан – выходец из наиболее сильного рода.

4. В середине Х в. в Семиречье и Восточном Туркестане (Кашгаре) возникло государство Караханидов, ядром которого были тюркские племена карлукской конфедерации. Завершилась его существование разделением на два самостоятельных государства - Восточный и Западный каганаты (ХI в.) Государство Караханидов широко внедрило военно-ленную систему: ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение налогов с оседлого населения городов, поселений и районов. Такое пожалование называлось «икта», а его держателя называли иктадаром, или мукта.

5. При Чингисхане и его преемниках сложился центральный аппарат управления империей. Важнейшим органом исполнительной власти являлся Государственный Совет, в который входили высшие чиновники империи. Главой Госсовета был правый министр, контролировавший административные, финансовые и военные органы. Важное место в системе управления занимала ханская канцелярия, состоявшая из секретарей и писарей, и возглавляемая улуг-битикчи (великий писец). Высшим органом, осуществлявшим административную и военную власть в завоеванных землях было Походное Управление.

Административно-территориальное деление. Империя монголов делилась на четыре основных.улуса или йурта, возглавляемых, ханами. Собственно Монголия и Китай считались коренным йуртом I и возглавлялись самим каганом. Территория Казахстана (кроме Семиречья), Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Причерноморских степей и Южного Приаралья входили в Улус Джучи. Семиречье, Кашгария и Средняя Азия составляли Улус Шагатая. Бывшие владения кереитов, найманов и уйгуров вошли в состав Улуса Угедея. Позже на территории Ирана и ближнего Востока оформился Улус Хулогу или государство ильханов. Территория крупных улусов в свою очередь делилась на ряд более мелких образований, также называвшихся улусами. Они были трех видов:

Правовая система. Основным источником права в монгольской империи был обычай. Монголы считали, что нормы права соответствуют Мировому Закону, обеспечивающему гармонию в космосе, и только их соблюдение может гарантировать гармонию в обществе. Проводником Мирового Закона на земле считался каган, поэтому он обладал высшей законодательной и судебной властью в империи. При Чингисхане и его преемниках был разработан новый свод законов - Tea или Джасак, соответствующий новым социально-политическим отношениям в обществе. После Чингисхана "хранителем Ясы" был избран его сын Шагатай. В империи существовала также должность верховного судьи джаргу джаргулугсан и судей - джар-гучи.

Яса Чингисхана состояла из двух частей. Первая часть, Билик, представляла собой сборник высказываний Чингисхана, носивших морально-нормативный характер, а также основные нормы государственного права. Вторая часть называлась собственно Джасак и содержала нормы уголовного права, а также религиозные запреты. Важное место в Джасаке занимали нормы, регулирующие основы военной организации и дисциплины, распределение военной добычи.

В целом, государство, созданное Чингисханом и его преемниками в первой половине XIII века за короткий срок превратилось в мировую империю, характеризовавшуюся сильной централизованной властью, неравноправными отношениями между центром и окраинами и государственной идеологией, заключавшейся в трех основных постулатах: праве чингизидов на правление; необходимости объединения всех кочевников (людей живущих, за войлочными стенами) и необходимости объединения not властью кочевников всех государств мира.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Еркин Абиль. История государства и права Республики Казахстан. Астана. «Фолиант».2000.

2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алма-Ата. 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: