План
1. Понятие самосознания и механизмы самосознания личности
2. Этапы развития самосознания, его структура
1. Самосознание является необходимым условием существования личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав был С. Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».
Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.
Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.
Самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции — «Я» и оценка личностью этих представлений —самооценка.
|
|
Рассмотрим механизмы самосознания личности.
Первый из них — это способность к осознанию психических явлений.
Уже в течение первого года жизни у ребенка формируется способность отделить себя от своих зрительных образов, т. е. осознать то, что мир существует независимо от него, но воспринимается посредством образов. Эта способность, формирующаяся в течение первого года жизни
и развивающаяся впоследствии, составляет саму возможность осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств.
По мнению В. В. Сталина, в основе сознаваемости лежат:
1) расщепляемость, т. е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимает («я это вижу»);
2) восприятие и выделение объекта из среды («я понимаю, что я вижу»);
3) собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»).
Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т. е. выделить свое феноменальное «Я».
Однако, выделив себя из окружающей среды, ребенок, взаимодействуя с самой средой и людьми, каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я» - концепции.
Вторым (основным) механизмом формирования «Я»-концепции, т. е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В. В. Столин выделяет следующие феномены:
1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения).
|
|
Действительно, в процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует самосознание. В процессе принятия точки зрения других важно оценить и себя, опираясь на отношение других людей. Что же усваивается ребенком?
Это:
а) ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;
б) образ самого себя, как носителя определенных способностей и качеств;
в) отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством эмоциональных и когнитивных оценок;
г) самооценки самих родителей, т. е. самооценка родителей или одного из них может стать самооценкой ребенка;
д) способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.
2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей как способы усвоения ребенком транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т. д. Что хотят внушить и внушают своему ребенку? Перечислить все невозможно, назовем лишь некоторые феномены: волевые и моральные качества, дисциплинированность, интересы, способности, оценочные характеристики.
3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний. Родители всегда вооружают ребенка его конкретными оценками, целями поведения, идеалами, планами, стандартами исполнения действий. Если все они реалистичны, т. е. соответствуют возможностям ребенка, то достигая их, он повышает и свою самооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивную «Я» - концепцию.
4) система контроля за ребенком. Речь идет о влиянии системы контроля за ребенком, стиля воспитания, избираемого родителями, на «Я» -концепцию ребенка. Контроль над поведением ребенка может осуществляться либо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля. Кроме того, сам контроль может осуществляться двумя способами: либо поддержанием страха перед наказанием, либо вызыванием чувства вины или стыда. Наконец, контроль может быть абсолютно последовательным, либо случайным и непредсказуемым. С точки зрения формирующегося самосознания важно отдавать себе отчет, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за поведением у самого ребенка.
Например, жесткая дисциплина преобразуется в самодисциплину, а контроль с помощью страха превращается в самоконтроль с постоянной оглядкой на мнение других и избегания негативных о себе мнений.
Предсказуемый либо непредсказуемый характер родительского контроля может трансформироваться в такое личностное качество как интернальность-экстернальность поведения.
4) система межкомплиментарных отношений (система трасакций по Э. Берну).
Речь идет о характере отношений, складывающихся между родителями и ребенком, которые могут предполагать:
а) равенство общающихся;
б) функциональное неравенство, т. е. неравенство, задаваемое ситуацией, статусами общающихся и т. п.;
в) систему трансакций - действий субъекта, направленных на другого с целью вызвать в нем желаемое субъектом состояние и поведение (трансакции по Э. Берну).
Очевидно, что чаще всего отношения между родителями предполагают функциональное неравенство, но с возрастом они могут меняться на равноправные.
5) семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.
Речь идет о роли семьи в формировании самосознания ребенка. В первую очередь следует охарактеризовать так называемую семейную идентичность, т. е. совокупность представлений, планов, взаимообязанностей, намерений, которые создают семейное «МЫ». Именно оно, это семейное «МЫ» входит в содержание индивидуального «Я» ребенка. Кроме того, самосознание ребенка будет определяться и психологической структурой семьи, т. е. той невидимой сетью требований, предъявляемых членами семьи друг к другу. В этой связи семьи различаются на:
|
|
- Семьи с жесткими непроходимыми границами между ее членами. Родители чаще всего ничего не знают о жизни ребенка, и только какое-то драматическое событие может активизировать внутрисемейное общение. Такая структура - барьер на пути формирования у ребенка семейной идентичности. Ребенок как бы исключается из семьи;
- Семьи с диффузными, спутанными границами (псевдовзаимные семьи). В них поощряется выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрываются и подавляются. Такая недифференцированная семейная структура создает у ребенка трудности в самоопределении, в формировании его «Я», развитии самостоятельности.
Представленные характеристики разные семей — это два противоположных полюса, а в центре между ними нормально функционирующая семья.