Одним из механизмов формирования самосознания является идентификация, т. е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу. Идентификация - это и механизм формирования установок личности, и механизм психологической защиты. Действие этого механизма хорошо проиллюстрировано 3. Фрейдом в его теории психосексуального развития ребенка, в частности на третьей — фаллической стадии развития.
Действия названных механизмов помогают ответить на вопрос: «как происходит процесс наполнения «Я» - концепции, т. е. посредством чего усваиваются и присваиваются представления о самом себе.
2. Этапы формирования самосознания совпа дают с этапами психического развития ребенка — становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачивается от рождения по подростковый период включительно.
Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела — субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов (кинестетической информации). Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении (одежда). Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, т. е. то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела - изначально первый компонент в структуре самосознания.
|
|
Второй ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».
Третий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т. е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т. е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.
Четвертый этап в становлении самосознании - овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.
|
|
В структуре самосознания принято выделять:
1) «Я» - реальное, т. е. совокупность представлений о себе в настоящем;
2) «Я» - идеальное - т. е. то, каким бы хотел быть вообще;
3) «Я» - прошлое, т. е. совокупность представлений о своем прошлом «Я»;
4) «Я» - будущее, т. е. совокупность о себе в будущем.
Ведущая функция самосознания — это саморегуляция поведения личности. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений составляет психологическую основу поведения личности. Человек в своем поведении может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя. Эта формула в значительной мере обуславливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений этой свободы.