Для современной эпохи характерно формирование единой общепланетарной цивилизации, становление общечеловеческой культуры на основе представления целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур новой системы ценностей, установок и ориентиров. Тенденции культурной универсализации и глобализации проявляются в условиях развития технических средств и появление новых информационных технологий, пытающихся создать новую культурно- виртуальную реальность.
Для отдельного человека социокультурная ориентация становится затрудненной, если культура больше не образует осмысленной истории, утрачивая взаимосвязь прошедших культурных эпох. Вопрос о том, уникальна ли культура каждой цивилизации, или же существует единая общечеловеческая культура, издавна беспокоила умы мыслителей. Данная проблема рассмотрена двумя теориями. Одна из них теория линейного развития цивилизации склоняется к универсальности социокультурной жизни человеческого сообщества, двигающегося по единому пути мирового прогресса. При этом, предусматривается непременное наличие на каждом этапе исторического развития некоего лидера, определяющего культурные ориентиры для различных культур.
|
|
Другая теория подчёркивает уникальность каждой цивилизации рождающейся, стареющей и умирающей.
Задача современной культурологи - обосновать принципы процесса взаимодействия культур и найти пути из складывающегося социокультурного кризиса, способного парализовать культурную динамику. Технократическое мышление всё больше определяет жизненный уклад и систему культурных ценностей. Утрата традиционного культурного контекста сегодня воздействует на стереотипы массового сознания, на стандартизацию культуры, на проявление социокультурного глобализма. Сюда относится и ускорение темпов общественной динамики, предельно сжимающей социальное время. Разрушается ценностная система, повышая уровень прагматичности и социальной мимикрии. Актуализируется индивидуальность бытия в ситуации пограничного состояния неопределенности.
В социокультурной глобализации особенно глубокий кризис переживает наша страна. С одной стороны, завершается существование определённой общественно экономической формации, с другой, идёт болезненный и непрояснёный по целям процесс становления новой социокультурной системы. В противовес унификации национальных ценностей и региональных культур, в социальной глобализации должна восторжествовать идея о совершенствовании духового мира человека, приобрести новый смысл. В её осуществлении взоры ученых, политических и государственных деятелей, представителей культуры всё чаще обращаются в сторону традиционных, существовавших на протяжении долгого исторического периода социальных институтов.
|
|
В ситуации структурного обновления общественного сознания большую угрозу культуре представляют потребительство, стремление быстрого обогащения, нигилизм, особенно среди молодого поколения. Усиливается процесс «распознания» бездуховности. В связи с этим, важная роль принадлежит традиционным понятиям менталитета, социальнойпсихологии, здравого смысла. Онипризваны возродить и укрепить традиционную составляющую культуры, по-новому определить роль возрождения отдельных этносов и суперэтносов. В этой ситуации надо учитывать традиционную макросистему многонационального российского государства.
Сегодня уже стало ясно, что механическое копирование социально-культурных моделей развитых стран не привело к положительным результатам, и наряду с общечеловеческими ценностями, свойственными всем народам существуют ценности традиционные, этнонациональные. Представители каждого этноса и индивидуума впитывают идеи своих предков, и не учитывать их, при формировании стратегии развития новой культурной общности, нельзя. Поэтому, прежде чем стать участниками глобализации культурно-исторического процесса нужно соотнестись с экономическими, политическими, духовно-нравственными бытийно-материальными идеалами. В этом своеобразии - пример евразийского варианта объединения народов, в отличие от атлантического, при котором реализовалось преобладание доминирующей культурной традиции нации-донора, а культуры реципиенты, или теряли свою идентичность, или просто уничтожались.
Перспектива интеграции мировых культур в единое общечеловеческое сообщество должно осуществляться в разрешении противоречий между универсальным прогрессом человечества и необходимостью сохранения уникальных цивилизационных, этнонациональных черт, составляющих его этносов. В основе этого разрешения находится ментальный синтез, при котором на индивидуальность каждой культуры накладываются всеобщие черты универсальности.
Только гармоничное соединение традиционализма и социокультурного глобализма может привести к равновесию устойчивой системной организации нового типа культуры.