Понятие, социальное предназначение и полномочия парламента.
VIII. ПАРЛАМЕНТ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Термин "парламент" происходит от английского "Parlament", который обязан своим рождением французскому глаголу parler - говорить.
Институт парламента имеет многовековую историю. Первые представительные учреждения возникли еще во времена античности:
• Народное собрание (экклезия) - в Древней Греции;
• Сенат - в Древнем Риме.
Однако родиной парламента считается Англия, где в XIII веке власть короля в соответствии с Великой хартией Вольностей (1215 г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств).
Затем подобные представительные учреждения возникли во Франции, Польше, Испании и др. странах.
Современный парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.
Порядок формирования парламентов зависит от их структуры.
Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируются посредством прямых выборов.
Способы формирования верхних палат:
• посредством непрямых выборов (косвенных или многостепенных выборов) - Франция;
• посредством прямых выборов, но отличающихся от системы формирования нижних палат - Италия, США, Австрия;
• путем назначения - Канада, Германия;
• на невыборной основе (наследственный способ) - Великобритания;
• смешанный - Бельгия, Ирландия.
Существуют две разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.
Исторически двухпалатная система построения парламентов (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества.
Верхняя палата была введена для представительства аристократии, нижняя - для представительства широких слоев населения.
В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.).
В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).
Примерно в половине государств Европы существуют однопалатные парламенты (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).
Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии. Это в основном вспомогательные структуры, которые состоят из парламентариев и содействуют парламенту (палатам) в осуществлении полномочий. Комитеты (комиссии) подразделяются на:
• постоянные (создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности);
• временные (для расследования или изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем)
К постоянным комитетам (комиссиям) можно отнести:
• финансово-бюджетные;
• по иностранным делам;
• по правительственной деятельности;
• по ассигнованиям;
• по обороне и безопасности;
• по вопросам гражданской службы;
• по делам местного самоуправления;
• по торговле и промышленности;
• по вопросам образования и труда;
• по аграрным вопросам и т.д.
К временным комитетам (комиссиям) можно отнести:
• следственные;
• специальные (создаваемые для изучения какого-либо вопроса);
• комитеты всей палаты;
• согласительные.
Совокупность полномочий и функций парламента образует его компетенцию.
По объему компетенции парламенты подразделяются на три группы:
1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией - характерны для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Франция, Испания). В таких государствах центральная власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения).
2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией - т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).
3. Парламенты с относительно определенной компетенцией - т.е. границы компетенции являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правительства (Швейцария).
Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому политическому режиму.
Конкретное выражение его зависит от формы правления.
В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны, но эффективность их повышается в связи с отсутствием у правительства полномочий по роспуску парламента.