Принципы отбора методов исследования

Опорный конспект

Тема 2.6. Методы педагогического исследования

Литература для самообразования

Коджаспирова Г.М. Педагогика.- М.: ВЛАДОС,2004

Сластенин В.А. Педагогика.- М.: «Академия»,2002

Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М.: «Академия»,1999

Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1.)

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.)

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК5)

- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (ПК 4.4.)

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

- значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности

уметь:

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления

Основные понятия темы: методология, методы педагогического исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методика педагогического исследования

Методы педагогического исследования — способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Методика педагогического исследования — упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследова­ния, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

- Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, дли­тельных наблюдений.

- Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возмож­ностям исследователя и исследуемых.

- Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспита­тельному процессу.

Методологическим обоснованием методов педагогического исследования в оте­чественной науке являются подходы

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое методология педагогики?

2. Что такое научное педагогическое исследование?

3. Назовите основные методы педагогического исследования

Домашнее задание

Обязательное:

- Создать глоссарий по основным понятиям темы

- Охарактеризовать основные методы педагогического исследования по следующей схеме: определение метода, перечисление и характеристика его видов (если они есть), требования к использованию, сильные и слабые стороны

По выбору:

Изучить материалы книги В.В.Краевского «Методология педагогики», гл. 1. «Зачем нужна методология?» и подготовить ответы на вопросы, предложенные после главы

Индивидуальное:

Разработайте программу несложного педагогического эксперимента по профилю своей специальности или общепедагогического характера. Во время педагогической практики проведите его и проанализируйте, насколько успешно он был осуществлен, что надо учесть при разработке экспериментальных программ в следующий раз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: