Опорный конспект
Тема 2.6. Методы педагогического исследования
Литература для самообразования
Коджаспирова Г.М. Педагогика.- М.: ВЛАДОС,2004
Сластенин В.А. Педагогика.- М.: «Академия»,2002
Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М.: «Академия»,1999
Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1.)
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.)
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК5)
- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (ПК 4.4.)
В результате изучения данной темы студенты должны знать:
- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
- значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности
уметь:
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления
Основные понятия темы: методология, методы педагогического исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методика педагогического исследования
Методы педагогического исследования — способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Методика педагогического исследования — упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
- Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений.
- Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых.
- Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу.
Методологическим обоснованием методов педагогического исследования в отечественной науке являются подходы
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое методология педагогики?
2. Что такое научное педагогическое исследование?
3. Назовите основные методы педагогического исследования
Домашнее задание
Обязательное:
- Создать глоссарий по основным понятиям темы
- Охарактеризовать основные методы педагогического исследования по следующей схеме: определение метода, перечисление и характеристика его видов (если они есть), требования к использованию, сильные и слабые стороны
По выбору:
Изучить материалы книги В.В.Краевского «Методология педагогики», гл. 1. «Зачем нужна методология?» и подготовить ответы на вопросы, предложенные после главы
Индивидуальное:
Разработайте программу несложного педагогического эксперимента по профилю своей специальности или общепедагогического характера. Во время педагогической практики проведите его и проанализируйте, насколько успешно он был осуществлен, что надо учесть при разработке экспериментальных программ в следующий раз.