Ведущие условия формирования субъективности воспитанника

Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности

- Учет требований общества.

- Содержательность воспитания.

- Ориентация на зону ближайшего развития.

- Активная позиция личности.

- Учет общих законов развития.

- Учет индивидуальных, возрастных, половых особенностей.

Ребенок в учебно-воспитательном взаимодействии

Субъектность позиции воспитанника

Субъектность — способность человека быть стратегом своей деятельнос­ти, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать жизненные планы.

Субъектность воспитанника в педагогическом процессе проявляется в его со­противлении, принятии (непринятии) педагогического воздействия. По мере взросления субъектность позиции воспитанника проявляется все более адек­ватно в осмысленном и целенаправленном определении своих желаний и по­требностей, возможных путей их удовлетворения.

его понимание, признание и принятие;

развитие и поддержание у него самоценных форм активности.

Понимание ребенка — умение видеть ребенка «изнутри», умение видеть мир как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы детских поступков, ориентация педагога на постижение смысла детского поступка или поведения.

Принятие ребенка — безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, каких показателей в своем раз­витии и деятельности он достиг.

Признание ребенка — восприятие каждого ребенка как личности, достой­ной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отноше­ние к ребенку с уважением.

У педагогов с высоким уровнем понимания и принятия воспитанников преобладают организующие воздействия, а у педагогов с низким уровнем по­нимания и принятия — оценивающие и дисциплинирующие.

Педагогу в процессе педагогического взаимодействия необходимо учитывать:

- степень внушаемости и тревожности воспитанника;

- индивидуально-типологические особенности (слабая или сильная нервная си­стема, инертная или подвижная, какой темперамент);

-индивидуальные стили учебной деятельности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Воспроизведите возрастные периоды развития ребенка в психологии и педагогике

2. Перечислите социальные и биологические факторы, влияющие на развитие личности, и объясните, в чем проявляется их влияние

Домашнее задание

Обязательное:

- Создать глоссарий по основным понятиям темы

- Докажите, что учет возрастных особенностей детей в процессе обучения и воспитания является основополагающим

По выбору:

Дайте психолого-педагогическую характеристику знакомого вам ребенка с позиций новообразований возраста, в котором он находится. Сделайте педагогические выводы (на что надо обратить внимание воспитателям, какие качества формировать, какие нейтрализовать и т.д.)

Индивидуальное:

Подобрать примеры влияния различных факторов на развитее личности на основе примеров из педагогической литературы и периодической печати


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: