МОРСКОЕ СУДНО КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Судно состоит из корпуса и расположенных в нем (или на палубе) судовых технических средств.
Корпус судна - водонепроницаемая конструкция удобообтекаемой формы, внутри которой размещаются дизель, насосы и другие технические средства, служебные помещения (мостик, кладовые, судовая механическая мастерская и др.), а также каюты для экипажа и пассажиров.
Судовое техническое средство - это находящиеся как в внутри корпуса, так и на палубе различные машины и устройства для выработки и преобразования энергии, призванные обеспечить погрузочно-разгрузочные операции, сохранность груза и движение судна с заданными параметрами (направление, скорость, масса груза и др.), а также жизнедеятельность экипажа. Так, на обычном сухогрузе устанавливают не менее 4-х дизелей, десятки различных насосов, электродвигателей, компрессорные установки и др.
К числу наиболее сложных и важных СТС относятся главные и вспомогательные судовые энергетические установки (СЭУ). Первые обеспечивают движение судна (рис.1.1.), вторые - управляемость им. В качестве СЭУ в настоящее время получили дизели.
|
|
Любое судовое техническое средство состоит из узлов и деталей.
Деталь - простейшее изделие, которое изготовлено из материала (однородного или композитного) без применения сборочных операций. При этом цельность детали обеспечивается только межатомными или межмолекулярными связями. Типичными примерами деталей являются шестерни, валы, болты, гайки, вкладыши подшипников, головки поршней, втулки рабочих цилиндров дизеля и др. В детали следует различать (рис. 1.2):
• рабочие поверхности - без них деталь не может выполнять свое функциональное назначение (например, у болта - поверхность резьбы, у шестерни - поверхность зуба и т.п.);
• матрицу (основу) - это собственно материал детали, отделенный от окружающей среды рабочими и вспомогательными поверхностями (на чертежах в сечениях основа штрихуется).
Узел - часть СТС, собранная из достаточно большого количества деталей и выполняющая одну или несколько функций, обеспечивающих работу судового технического средства. Примером узла может служить топливоподкачивающий насос дизельной установки.
В результате использования сборочных операций в отдельных узлах и СТС в целом образуются соединения (сопряжения) деталей (см. рис. 1.2).
Подвижные соединения обеспечивают необходимое для функционирования машины или механизма относительное перемещение деталей по прилегающим поверхностям: поршня и рабочего цилиндра дизеля, вала относительно втулки и т.п. В этом случае . Другим необходимым условием подвижности соединения является существование в нем зазора - гарантированного расстояния между сопрягаемыми поверхностями.
|
|
Рис. 1.1. Главный двигатель современного морского судна мод MANB&W K98MC производства фирмы MAN - BURMEISTER&WEIN и его основные элементы. Цилиндровая мощность - до 5270 кВт, число цилиндров — 6...18, диаметр головки поршня — 980 мм, ход поршня - 2260 мм
Следует отметить, что именно подвижные соединения (на современных судах только к числу наиболее ответственных относятся 2500) являются объектом повышенного внимания судомехаников, т.к. их эксплуатационные повреждения чаще всего являются причиной отказа СТС.
Неподвижные соединения (неразъемные или разъемные) - в них скорость относительного перемещения прилегающих друг к другу рабочих поверхностей деталей . Примером неподвижных сопряжений являются: а) крепление гребного винта на конце гребного вала, б) паяные, сварные соединения и др. (рис. 1.2). В подавляющем большинстве неподвижных соединений зазор отсутствует: = 0.
Рис. 1.2. Неподвижные (а, б, в) и подвижные (г) соединения деталей СТС: а-паяное (неразъемное); б - заклепочное (неразъемное); в - резьбовое (разъемное); г -"втулка рабочего цилиндра - поршень - поршневое кольцо"
Взаимодействие внешних и внутренних потоков энергии в рейсе
Перевозка грузов и пассажиров морским путем осуществляется в ходе транспортной операции - рейса. Вполне очевидно, что осуществление любого рейса требует затрат энергии. На парусных судах для этого используется энергия ветра. На современных судах применяются автономные источники энергии - дизельные, турбинные и атомные установки, являющиеся сердцем судна. Отсюда - исключительно важное значение должности судомеханика.
Таким образом, мореплавание в современных условиях можно рассматривать с позиции взаимодействия энергетических потоков, действующих на корпус судна и его СТС: внешних и внутренних.