Закономерности процесса обучения
Особенности процесса обучения
- Имеет дело преимущественно с искусственными объектами и системами: знаковыми, схематизированными, символическими, систематизированными, модельными.
- Преобладает логический, когнитивный (познавательный) компонент, идет усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной и предметно-технологической области.
- В обучении все ориентировано прежде всего на область сознания.
- воспитывающий характер обучения;
- всякое обучение требует целенаправленного взаимодействия обучающего, обучаемого и изучаемого объекта;
- чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения;
- понятия могут быть усвоены только в том случае, если организована познавательная деятельность учащихся по соотнесению одних понятий с другими;
- навыки могут быть усвоены только при организации воспроизведения операций и действий, лежащих в основе навыка;
- прочность усвоения содержания учебного материала тем основательнее, чем систематичнее организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и его введение в систему уже усвоенного ранее содержания;
- обученность учащихся сложным способам деятельности зависит от того, насколько учитель обеспечил успешное предшествующее овладение простыми видами деятельности, входящими в состав сложного способа, и готовности учащихся определять ситуации, в которых эти действия могут быть применены;
- всякая совокупность объективно взаимосвязанной информации усваивается только в зависимости от того, изложит ли ее учитель в одной из свойственных ей систем связей, опираясь при этом на наличный опыт учащихся и знания о том, какую логику изложения учащиеся легче поймут;
- любые единицы информации и способы деятельности становятся знаниями и умениями в зависимости от степени опоры на уровень знаний и умений, достигнутый на момент предъявления нового содержания;
- уровень и качество усвоения зависят при прочих равных условиях (память, способности) от учета учителем степени значимости для учащихся предлагаемого содержания;
- предъявление учителем вариативных заданий на применение усваиваемых знаний в существенных для учащихся ситуациях формирует умение использовать их в практической деятельности.
Противоречия содержательной сферы | Противоречия мотивационной сферы | Противоречия операционной сферы |
между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями между знаниями и умениями их использовать | между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению, к процессу получения знаний между интересом учащихся и предметом и ходом урока | между более сложной познавательной зада чей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов между субъективным расположением знаний у учащихся и объективной логикой науки и логикой изложения материала учителем между преподаванием и учением, определяющим степень самостоятельности и активности обучаемых |
Противоречие становится движущей силой обучения, если оно содержательно, имеет смысл в глазах учащихся, его разрешение — явно осознаваемая необходимость, и если оно соразмерно с познавательным потенциалом учащихся.
Логика (этапы, звенья) учебного процесса
Звено — составная часть учебного процесса, его органический элемент, характеризующийся особым видом познавательной деятельности учащихся в соответствии с его специфическими функциями.
Познание | Учение |
Живое созерцание | Выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению Восприятие учащимися нового материала из различных источников |
Абстрактное мышление | Обобщение, осмысление, понимание и формирование научных понятий, усвоение законов науки и т.д. |
Практика | Закрепление и совершенствование знаний, упражнения, практические и лабораторные занятия, направленные на выработку у учащихся умений и навыков Применение знаний, умений и навыков Анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков |