Противоречия учебного процесса

Закономерности процесса обучения

Особенности процесса обучения

- Имеет дело преимущественно с искусственными объектами и системами: зна­ковыми, схематизированными, символическими, систематизированными, модельными.

- Преобладает логический, когнитивный (познавательный) компонент, идет ус­воение знаний, умений, навыков, способов познавательной и предметно-техно­логической области.

- В обучении все ориентировано прежде всего на область сознания.

- воспитывающий характер обучения;

- всякое обучение требует целенаправленного взаимодействия обучающего, обу­чаемого и изучаемого объекта;

- чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность дея­тельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения;

- понятия могут быть усвоены только в том случае, если организована позна­вательная деятельность учащихся по соотнесению одних понятий с другими;

- навыки могут быть усвоены только при организации воспроизведения опера­ций и действий, лежащих в основе навыка;

- прочность усвоения содержания учебного материала тем основательнее, чем систематичнее организовано прямое и отсроченное повторение этого содер­жания и его введение в систему уже усвоенного ранее содержания;

- обученность учащихся сложным способам деятельности зависит от того, насколько учитель обеспечил успешное предшествующее овладение простыми видами деятельности, входящими в состав сложного способа, и готов­ности учащихся определять ситуации, в которых эти действия могут быть применены;

- всякая совокупность объективно взаимосвязанной информации усваивается только в зависимости от того, изложит ли ее учитель в одной из свойствен­ных ей систем связей, опираясь при этом на наличный опыт учащихся и знания о том, какую логику изложения учащиеся легче поймут;

- любые единицы информации и способы деятельности становятся знаниями и умениями в зависимости от степени опоры на уровень знаний и умений, до­стигнутый на момент предъявления нового содержания;

- уровень и качество усвоения зависят при прочих равных условиях (память, способности) от учета учителем степени значимости для учащихся предлага­емого содержания;

- предъявление учителем вариативных заданий на применение усваиваемых знаний в существенных для учащихся ситуациях формирует умение исполь­зовать их в практической деятельности.

Противоречия содержательной сферы Противоречия мотивационной сферы Противоречия операционной сферы
между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями между знаниями и умениями их использовать между требуемым и достигнутым уров­нем отношений уча­щихся к учению, к процессу получения знаний между интересом учащихся и предметом и ходом урока между более сложной познавательной зада­ чей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов между субъективным расположением зна­ний у учащихся и объективной логикой на­уки и логикой изло­жения материала учи­телем между преподавани­ем и учением, опреде­ляющим степень самостоятельности и активности обучаемых
 

Противоречие становится движущей силой обучения, если оно содержатель­но, имеет смысл в глазах учащихся, его разрешение — явно осознаваемая необходимость, и если оно соразмерно с познавательным потенциалом уча­щихся.

Логика (этапы, звенья) учебного процесса

Звено — составная часть учебного процесса, его органический элемент, характеризующийся особым видом познавательной деятельности учащих­ся в соответствии с его специфическими функциями.

Познание Учение
Живое созерцание Выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению Восприятие учащимися нового материала из раз­личных источников
Абстрактное мышление Обобщение, осмысление, понимание и формирова­ние научных понятий, усвоение законов науки и т.д.
Практика Закрепление и совершенствование знаний, упраж­нения, практические и лабораторные занятия, на­правленные на выработку у учащихся умений и навыков Применение знаний, умений и навыков Анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: