Основные концепции обучения в дидактике
Традиционная Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя (Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт и др.)
Цель — передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыков их применения
Педоцентристская Доминирующая роль отводится учению, деятельности учеников ( Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и др.)
Цель — развитие личности воспитанника и раскрытие всех потенциальных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого
Современные дидактические системы В центре обучения — взаимодействие преподавания и учения, деятельность как учителя, так и ученика ( Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, Ш. Амонашвили и др.)
Цель — формировать систему знаний и обеспечить развитие личности обучаемого.
Познание | Учение |
Открываются объективно новые знания | Познается познанное (субъективно новое) |
Путь познания длителен | Ускоренный темп познания и индивидуального продвижения |
Путь проб, ошибок и заблуждений | Специально организованный процессе с продуманной методикой и технологией |
Процесс познания сложен и противоречив | Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возрастными особенностями Личности |
Многое познается непосредственно | Многие знания приобретаются опосредованно |
Практика — источник и критерий истины | Практика — способ закрепления и применения знаний |
Умения и навыки приобретаются самопроизвольно, в процессе научного поиска | Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями |
Взаимодействие обучающего и обучаемого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.) | Познание происходит в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обучаемого |
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной науки и исследовательской деятельности | Организация знаний обучаемого соответствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область |
От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов)
|
|
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое дидактика и что является предметом ее исследования?
2. Как дидактика связана с другими науками?
3. Перечислите основные понятия дидактики.
Домашнее задание
Обязательное:
- Создать глоссарий по основным понятиям темы
- Сравнить освещение рассматриваемой темы в различных учебниках по педагогике
По выбору:
Написать реферат «Развитие теории образования и обучения в соответствии с изменяющимися общественными потребностями. Задачи дидактики в период реализации ФГОС
Индивидуальное:
Подготовить сообщение по дидактической системе одного из классиков