Требования к уроку
Дидактические (образователь-ные) | Четкое определение места урока в системе уроков и задач данного урока |
Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учетом подготовки учащихся | |
Осуществление принципов обучения | |
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля | |
Осуществление различных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы | |
Реализация межпредметных связей | |
Развивающие | Формирование памяти, внимания, мышления учащихся |
Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности | |
Всесторонний учет уровня развития и психологических особенностей учащихся | |
Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию | |
Формирование учебной деятельности учащихся | |
Формирование творческих способностей, создание проблемных ситуаций | |
Воспитательные | Формирование мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций |
Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира | |
Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки, терпения | |
Создание положительного эмоционального фона | |
Обогащение опыта общения и отношений | |
Организацион-ные | Наличие продуманного плана проведения урока |
Организационная четкость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность урока, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность | |
Сознательная рабочая дисциплина у учащихся | |
Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и информационных технологий | |
Структурная гибкость и подвижность урока | |
Целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела |
Структура урока — совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение его основных характеристик при различных вариантах сочетания. Трудности при проведении уроков и пути их преодоления
|
|
Трудности | Пути преодоления |
Обеспечение полного соответствия содержания урока образовательным, воспитательным и развивающим задачам | Подбор необходимого теоретического и практического материала, обеспечивающего решение всех задач |
Выделение в содержании главного, существенного | • выделение ведущей цели урока • определение содержания каждого логически завершенного этапа урока • уяснение их основных задач |
Межпредметная ориентация содержания урока | • устранение дублирования материала • опора на материал, известный учащимся из других предметов |
Соответствие объема содержания материала урока отводимому на его изучение времени | • выбор необходимого и достаточно го объема информации • отбор реального количества используемых средств, адекватных методов и видов деятельности |
Дифференциация содержания образования для учеников с разным уровнем подготовленности | Подготовка заданий и продумывание видов деятельности учащихся на уроке, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей |
Пути совершенствования урока
|
|
- создание свободной, творческой, максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к обучаемым;
- формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;
- вооружение учащихся умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности;
- практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими обучаемым уверенность в своих силах;
- организация на уроках условий для творческой деятельности как учащихся, так и учителя.
Четко организованный урок имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.
Учебные экскурсии
Учебные экскурсии — форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Чем отличается метод обучения от формы обучения?
2. Какие существуют формы обучения? Назовите основные признаки каждой из них.
3. Какие классификации уроков вам известны? Какая классификация наиболее удобна? Почему?
Домашнее задание
Обязательное:
- Создать глоссарий по основным понятиям темы
- Разработать примерные виды домашних заданий по одной из тем любого учебного предмета
По выбору:
Изучить статью Якиманской И. «Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения» и подготовить ответы на вопросы:
Каково место урока в целостном педагогическом процессе?
Какова перспектива развития организационной структуры процесса обучения в школе?
Как вы думаете, имеет ли дискуссия о месте урока в целостном педагогическом процессе сугубо теоретический характер или она напрямую связана с проблемами школьной практики?
Индивидуальное:
Подготовить сообщение «Различные подходы к организации деятельности учащихся на уроке»