Сварочный пост - специально отведенное на судне место для проведения сварочных работ, на котором располагается необходимое оборудование, инструмент, приспособления и средства, обеспечивающие соблюдение правил техники безопасности. В зависимости от типа и габаритов судна на нем могут находиться только пост ручной дуговой сварки или, дополнительно, пост газовой сварки.
Возможности поста электросварки, располагающегося обычно в отдельном помещении, определяются источником питания дуги (рис. 3.6):
• родом используемого в сварочной цепи тока (переменный или постоянный);
• номинальной силой сварочного тока.
На судах в качестве источников питания используют сварочные трансформаторы (сварка на переменном токе) или сварочные выпрямители (сварка на постоянном токе) морского исполнения. Стоимость последних несколько выше из-за наличия блока выпрямителя, однако, это полностью компенсируется их более широкими технологическими возможностями: устойчивее горит дуга, шире диапазон свариваемых толщин металла.
|
|
К основным техническим характеристикам источника, помимо вида (постоянного или переменного тока), относится номинальное значение силы сварочного тока - численное значение силы тока в амперах, на котором можно осуществлять сварку в течение длительного времени. Как правило, оно равно 315 А или 500 А и находит отражение в марке, например: трансформатор СТШ-500У. Кратковременно можно использовать ток на 25 % выше номинального.
При газовой сварке особое внимание уделяют выбору газов - горючего и окислителя, так как они в дальнейшем определяют состав и технические характеристики оборудования:
• баллонов - для хранения и транспортировки к месту сварки сжатых газов (рмакс ~ 15 МПа);
• редукторов - крепящихся на газовом баллоне устройств для понижения давления газов до р 0,6 МПа с целью обеспечить их доставку от баллонов до сварочной горелки по сварочным рукавам;
• сварочные рукава - шланги из вулканизированной резины со специальной оплеткой, соединяющие редукторы с горелкой; длина рукавов не должна превышать 40 м;
• сварочная (газовая) горелка - устройство для смешивания горючего газа и окислителя, регулирования их расхода и получения пламени с требуемыми характеристиками; горелка должна соответствовать выбранным газам и иметь несколько сменных наконечников.
Сварке на судах отводится исключительно важное место. Она используется для сварки трубопроводов, заварки трещин, наплавки изношенных поверхностей, соединения отдельных элементов при изготовлении новых конструкций. Газовое пламя позволяет проводить не только сварку тонкостенных конструкций, но и пайку, выполнять технологический нагрев деталей.