Требования СОЛАС-74 к гидрометеорологическому обеспечению мореплавания.
Международная конференция по охране человеческой жизни на море, состоявшаяся в 1974 г. (СОЛАС - 74), а также Международная конференция по подготовке и дипломированию моряков, состоявшаяся в 1978 г. четко определили круг вопросов по гидрометеорологическому обеспечению мореплавания. Основные из них следующие:
- штурман должен уметь «читать» и понимать синоптические карты и прогнозировать изменение погодных условий на ближайшее время (12-24 ч) с учетом местных особенностей;
- знать характеристики погодных систем, включая тропические циклоны, уметь избегать их центры и опасные четверти;
- знать океанские течения;
- уметь использовать все соответствующие навигационные пособия по приливам и течениям, включая пособия, издаваемые на английском языке;
- уметь рассчитывать элементы приливов;
- методически грамотно производить гидрометеорологические наблюдения, заносить в КГМ-15, кодировать кодом КН-01 и своевременно передавать в эфир с пометкой «шторм» или «авиа»;
|
|
- своевременно предупреждать об опасных гидрометеорологических условиях плавания; тропических штормах, айсбергах, резком усилении ветра, угрозе обледенения, опасном волнении;
Штормовые предупреждения составляются в произвольной форме предпочтительнее на английском языке.
В настоящее время сложилась и регулярно действует мировая система гидрометеорологического обслуживания, организованная усилиями гидрометеорологических служб стран – членов Всемирной метеорологической организации (ВМО). Текущей и режимной гидрометеорологической информацией обеспечивается судоходство не только в пределах своих прибрежных вод, но и по обширной территории Мирового океана.
Гидрометеорологическое обслуживание транспортных и промысловых судов осуществляется передачами по радио сводок погоды (метеорологических морских бюллетеней), штормовых предупреждений и факсимильных карт погоды и состояния моря. При необходимости суда, находящиеся в прибрежных водах, могут пользоваться визуальными сигналами штормового предупреждения. На стоянках в портах судоводители могут получать консультации об условиях погоды и состояния моря в синоптических бюро. Вся акватория Мирового океана разделена на зоны ответственности стран – членов ВМО за обеспечение гидрометеорологической информацией судов, плавающих в океанах и морях.
Гидрометеорологические региональные центры, ответственные за выпуск текущих сводок и прогнозов погоды, передают ее согласно расписанию по радио в виде метеорологических или морских бюллетеней. Метеорологический или морской бюллетень состоит из следующих частей.
|
|
Часть 1. Штормовое предупреждение.
Часть 11. Обзор основных элементов приземной карты погоды.
Часть 111. Прогонзы.
Часть 1V. Анализы или прогнозы погоды международным кодом FM 45 D IAC FLEET.
Часть V. Выборочные судовые сводки.
Часть V1. Выборочные сводки с береговых станций.
Части 1-111 являются обязательными и должны включаться в бюллетень в данном порядке. Дополнительные части 1V – V1 метеорологического или морского бюллетеня могут в него не включаться, но если они включены в бюллетень, то их не обязательно включать в том порядке, как это указано выше, они могут выпускаться и отдельно.
В метеорологическом бюллетене содержится характеристика условий погоды и состояния моря по синоптической обстановке в обслуживаемом районе и ее изменения в ближайшее время.
Обзоры имеют следующее содержание:
- исходную дату и время (СГВ);
Тип барической системы с указанием давления в их центрах, определяющей погоду в данном районе с указанием местоположения ее;
- направления и скорость перемещения ведущих барических систем соответственно в румбах и метрах в секунду или узлах;
- волнение (ветровые волны и зыбь), если это необходимо и возможно.
Наибольшую ценность для судоводителей представляют помещенные в бюллетене прогнозы погоды и состояния моря, составляемые с заблаговременностью 12-24 ч или более.
Прогнозы даются в 111 части метеорологического бюллетеня и имеют следующее содержание:
- период действия прогноза по СГВ;
- название или обозначение района, на который распространяется прогноз;
- описание следующих параметров и из изменения за период действия прогноза: скорость и направление ветра; видимость (мили, км), при значениях выше 6 миль может в прогноз не включаться; погодные явления включаются лишь тогда, когда они могут оказать воздействие на мореплавание (например, снежные заряды, ливни и пр.)
- волны (ветровые и зыби); условия обледенения, если это явление наблюдается.