Работа ситуационного центра и рабочие места ЛПР

Режимы функционирования оперативно-диспетчерских служб.

Под ситуационным центром, при всем различии в толковании и практической реализации этого понятия, понимается совокупность специально оборудованных рабочих мест для оперативного построения и исследования динамических моделей, сценариев, оперативной оценки проблемных ситуаций на основе использования специальных методов и технологий обработки больших объемов информации.

Интегрируя в ограниченном пространстве на определенный период времени различные источники и технологии представления информации, методы моделирования ситуаций, экспертных оценок, специалистов, при правильной постановке задачи и грамотной методике организации процесса можно способствовать принятию обоснованных решений в широком спектре проблем от разрешения чрезвычайных ситуаций до разработки стратегических направлений развития региона.

Среди явных достоинств ситуационных центров можно отметить возможность оперативного ввода в обсуждаемую проблему практически неограниченного круга лиц, возможность визуализации информации для обсуждения и принятия коллективных решений, возможность оперативного и наглядного варьирования воздействующими факторами при моделировании ситуаций. Среди явных недостатков пространственная удаленность ЛПР от места реального течения событий и приложения результатов решений, необходимость априорно доверять всей поступающей информации.

Анализ примеров успешной реализации ситуационных центров показывает, что наиболее часто данный метод поддержки принятия управленческих решений используется для решения чрезвычайных и оперативных тактических задач. К таким примерам можно отнести системы оперативного управления МЧС, МВД, МПС, Центра управления полетами. В последний период стали все чаще появляться сообщения о ситуационных центрах банков, коммунальных служб, крупных компаний.

Ситуационный центр предоставляет ЛПР обобщенную, агрегированную информацию, позволяющую выявить наиболее важные показатели, характеристики проблемы, тенденции развития ситуации. Основной особенностью ситуационных центров является возможность ситуационного динамического моделирования, позволяющего учитывать действующие факторы в виде возмущений моделируемой системы и определять возможные последствия. Поиск наилучшего решения является сложной вычислительной задачей, поэтому обычно проблема локализуется и ищется наилучшее решение для определенного набора условий. Для этого используются специальные методы из новых областей науки: artifical life и генетические алгоритмы.

Ситуационные центры региональных органов управления могут работать в различных режимах, в зависимости от которых, различным может быть и состав ЛПР и специалистов, и территориальное размещение рабочих мест и источников информации, и регламент проводимых работ.

На уровне стратегического планирования работа центра организована в виде заседаний с участием первых руководителей, на которых заслушиваются и обсуждаются аналитические, прогнозные доклады. Проблемы и ситуации моделируются заранее, готовятся различные варианты развития событий, перечни возможных возмущающих факторов, необходимые блоки визуальной, графической информации. Заранее готовятся и реализуются также методики групповой работы ЛПР и привлекаемых экспертов. Все рабочие места сконцентрированы в одном зале, предусматривается возможность оперативного доступа к справочным информационным ресурсам правовым системам, архивной ретроспективной информации и т.п..

На уровне оперативного управления работа ситуационного центра может быть построена в виде комплекса пространственно распределенных рабочих мест, на которых осуществляется текущий мониторинг системы показателей социально-экономического состояния региона, регламентное заполнение информационных слоев геоинформационной системы. Технологии представления информации находятся на обычном уровне настольного компьютера. Может быть выделено отдельное рабочее место для реализации контрольно-диспетчерских и презентационных функций. Отдельные средства избирательной визуализации результатов мониторинга могут находиться непосредственно на рабочих местах ЛПР.

Работа ситуационного центра в режиме оперативного управления предназначена для постоянного контроля за ситуацией с целью текущего информирования специалистов и ЛПР и, при необходимости, превентивного принятия соответствующих управляющих решений и действий. Данный режим работы предполагает предварительное определение источников информации, перечней показателей, регламента представления и методов обработки информации. В целях осуществления групповых экспертных процедур при необходимости оперативной оценки динамики, коррекции ситуации по конкретному направлению, заранее готовятся презентационные материалы, характеризующие изменение выбранных параметров во времени или других системах отсчета, формируются группы экспертов, разрабатываются методики проведения ситуационного анализа. При этом возможно также предварительное построение формализованной модели анализа собираемых показателей, например, на основе технологий добычи данных (data-mining), позволяющих выявлять закономерности и тенденции развития наблюдаемых событий, строить сценарии их развития.

В чрезвычайном режиме ситуационный центр может одновременно являться штабом ЧС. Рабочие места ЛПР при этом локализуются в пределах центра, а рабочие места специалистов могут находиться везде, где возможно осуществление сбора информации, значимой для принятия решения. Модели чрезвычайных ситуаций, в зависимости от характера ЧС, могут быть подготовлены заранее или генерироваться в процессе работы штаба. В первом случае наибольший интерес для принятия решений будут представлять оперативные данные о динамике смоделированных показателей, амплитуде и направлении воздействия возмущающих факторов. Во втором - наибольшие проблемы представит выбор адекватной ситуации модели и методов ее исследования, а также организация необходимой информационной поддержки.

Для условий ЧС ситуационный центр должен иметь расширенные возможности информационного обмена, представления информации, осуществления удаленного управления. Должны быть предусмотрены варианты активизации дополнительных каналов связи, в том числе - специальной; организации доступа ко всем необходимым информационным ресурсам региона; расширения состава и конфигурации технических и программных средств; резервирования источников электропитания.

Одним из существенных преимуществ ситуационных центров является возможность компактного, удобного для восприятия представления больших объемов информации. Представление может производиться на различных этапах обработки информации: от визуализации взаимодействующих информационных слоев в геоинформационных системах и пространственного представления данных с применением OLAP-технологий до полученных с применением режима «drill down» деталей процесса в виде отчетов, графиков и схем. Техническая поддержка процесса представления информации может осуществляться с помощью LCD-панелей, компьютерных проекторов, крупноформатных дисплеев. Для повышения качества изображения, высокой степени детализации сюжета, важно, чтобы эти средства обеспечивали достаточную разрешающую способность.

Литература:

основная:

1. Линдваль В.Р.Геоинформационные системы и технологии в телекоммуникациях: учеб. пособие / В. Р. Линдваль, Е. А. Спирина, Г. И. Щербаков; Мин-во образования и науки РФ, Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО "КГТУ им. А.Н. Туполева". - Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2009.

2. Мастрюков Б.С.Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий: учеб. пособие для студ. вузов / Б. С. Мастрюков. - М.: Академия, 2011. - 368 с.

дополнительная:

1. Шумилин В.К.Чрезвычайные ситуации: защита населения и предприятий: практические рекомендации и примеры / В. К. Шумилин. - М.: Альфа-Пресс, 2011. - 176 с.

2. Дьяченко В.В.Науки о Земле: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Дьяченко, Л. Г. Дьяченко, В. А. Девисилов; под ред. В. А. Девисилова. - М.: КНОРУС, 2010. - 304 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: