Освобождение заключенных. Административный надзор за отдельными категориями заключенных

Лекция 8

8.1. ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Действующее законодательство предусматривает различные основания освобождения от наказания, в том числе как по окончании его срока, так и досрочно. УК РФ предусматривает возможность досрочного прекращения отбывания наказания путем условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79), замены неотбытой части наказания другим, более мягким видом наказания (ст. 80), освобождения от наказания в связи с болезнью (ст. 81), а также применения такого специфического правового института, как отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82). Кроме того, наказание может быть прекращено досрочно актом об амнистии или помиловании.

Статья 172 УИК РФ, кроме указанных обстоятельств освобождения от отбывания наказания, называет еще и другие. Прежде всего называются основания, когда осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания без каких-либо предварительных условий. К ним относятся: отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда, и отмена приговора суда с прекращением дела производством. В этих случаях освобождение от наказания является безусловным означает не только прекращение отбывания наказания, но и отмену всех вытекающих из него правоограничений. Кроме указанных оснований освобождения от отбывания наказания, УИК РФ дополнительно называет в качестве такого основания инвалидность осужденного и иные основания, предусмотренные законом.

Освобождение от отбывания наказания по истечении назначенного судом срока является наиболее распространенным. Обязанность исчисления срока наказания возлагается на администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания; за правильностью осуществления данной работы постоянный надзор осуществляют прокуроры, надзирающие за исполнением наказания.

Освобождение вследствие отмены приговора суда с прекращением дела производством на практике хотя и встречается, но достаточно редко, так как речь в данном случае идет о незаконном осуждении человека. Орган, исполняющий наказание, получив копию определения соответствующего суда об отмене приговора с прекращением дела производством, обязан немедленно освободить данного осужденного. Такое освобождение является реабилитирующим со всеми вытекающими отсюда последствиями по восстановлению нарушенных прав данного гражданина и возможной ответственности лиц, допустивших нарушение законности.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания является достаточно распространенным, тем более что уголовное законодательство применяет данный институт ко всем категориям осужденных и его применение существенно смягчено. Теперь в зависимости от характера совершенного преступления осужденный обязан отбыть определенный срок назначенного судом наказания (одну треть, половину срока или две трети назначенного срока, но во всех случаях не менее шести месяцев, либо 25 лет лишения свободы в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы), но доказывать свое исправление он не обязан. Достаточно того, что суд признает, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного ему наказания.

Условно-досрочное освобождение действительно стало условным, так как, согласно ч. 7 ст. 79 УК РФ, оно может быть отменено в случае не только совершения ими в течение неотбытой части срока нового умышленного или неосторожного преступления, но' и при злостном уклонении от выполнения обязанностей, возложенных на них судом при досрочном освобождении, либо в случае нарушения общественного порядка, за которое на них наложено административное взыскание,

Условно-досрочное освобождение может применяться при исполнении таких видов наказания, как лишение свободы, ограничение свободы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, исправительные работы. К аресту и обязательным работам условно-досрочное освобождение применено быть не может, так как при их исполнении не может быть выполнено одно из основных требований ст. 79 УК РФ - отбытие не менее шести месяцев назначенного судом срока наказания.

Досрочное освобождение в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ в редакции Закона от 21 февраля 2001 г.) применяется ко всем категориям осужденных, отбывшим не менее одной трети, половины или двух третей назначенного судом срока наказания. Закон не требует установления определенной степени исправленности осужденного, он лишь констатирует, что суд должен учитывать поведение осужденного во время отбывания лишения свободы. Конкретный вид наказания, на которое может быть заменено лишение свободы, также не определяется, а указывается на более мягкий вид наказания. Речь в данном случае может идти о так называемых срочных наказаниях (исправительные работы, ограничение свободы и др.), но сюда не может быть включен арест. Дело в том, что условия отбывания наказания в виде ареста являются более строгими rio сравнению с лишением свободы.

Основанием освобождения от отбывания наказания по помилованию является уведомление Главного информационного центра МВД РФ об удовлетворении Президентом РФ ходатайства о помиловании конкретного осужденного (в соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 п № 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации", в том числе и в форме замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы другим, более мягким наказанием (при этом должно быть указано, каким наказанием оно заменяется и на какой срок). Основанием освобождения осужденного по амнистии является постановление комиссии или конкретных должностных лиц (например,, начальника исправительного учреждения и прокурора) по применению амнистии в отношении конкретного осужденного, касающегося в том числе и замены неотбытого срока лишения свободы другим, более мягким видом наказания; в постановлении также должны быть четко определены вид наказания и его срок.

Пункт "е" ст. 172 УИК РФ в качестве основания освобождения от отбывания наказания предусматривает тяжелую болезнь или инвалидность осужденного. Согласно ч..2 ст. 81 УК РФ лицо, заболевшее после совершения преступления тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть освобождено судом от отбывания наказания. Установлен специальный перечень таких тяжких заболеваний, являющихся основанием для представления к освобождению от отбывания наказания осужденных к лишению свободы (утвержден совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства юстиции РФ от 9 августа 2001 г. № 211/242). Этот перечень имеется в каждом суде и исправительном учреждении. Соответствующее врачебное заключение с личным делом осужденного и иными документами направляется в суд, который и принимает конкретное решение об освобождении от дальнейшего отбывания наказания.

Осужденные могут быть освобождены от отбывания наказания и по другим основаниям, например в силу изменения уголовного закона.

Основанием освобождения от отбывания наказания может быть также и решение суда об отсрочке отбывания наказания осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей в домах ребенка при исправительных учреждениях.

Возможны и иные основания освобождения. Так, например, при обнаружении прокурором в местах лишения свободы лиц, содержащихся там без законных оснований, и в соответствии с его постановлением в силу ст. 29 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" они подлежат немедленному освобождению.

8.2. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ

Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения урегулированы ст. 173 УИК РФ, они различаются в зависимости от вида отбываемого наказания. Отбывание наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, а также отбывание ограничения по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части прекращаются в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом. Перенесение срока окончания наказания возможно, например, при обязательных работах и исправительных работах до полной отработки установленного количества рабочих часов или рабочих дней в случаях самовольного уклонения от их выполнения; в законодательстве предусмотрены и другие случаи переноса срока окончания наказания (при изменении приговора, при совершении нового преступления и др.).

Как правило, администрация органа, исполняющего наказание, заранее знает дату освобождения (как и сам осужденный), поэтому имеет возможность подготовить все необходимые документы для, освобождения лица от отбывания наказания. Однако в отдельных случаях это становится известным лишь по поступлении соответствующего документа об освобождении, поэтому закон детально регламентирует данную процедуру освобождения. Так, осужденные к ограничению свободы, аресту и лишению свободы на определенный срок освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа - в последний день этого месяца. Если документ об освобождении поступил в орган, исполняющий наказание, во второй половине дня, то допускается возможность освобождения осужденного утром следующего дня.

При освобождении осужденному выдаются принадлежащие ему вещи, деньги, ценности, личные документы и ценные бумаги, а также документы об освобождении от отбывания наказания и документы о его трудовой деятельности (в которых должна содержаться запись о включении времени работы в исправительном учреждении в общий трудовой стаж). В справке об освобождении указывается, кроме установочных данных и основания освобождения, неотбытая часть срока наказания (при условно-досрочном освобождении), а также дополнительное наказание (если оно имеется, и в какой части не исполнено); сумма задолженности по исполнительным документам; сведения о неснятых и непогашенных судимостях. В справке указываются также конечный пункт следования освобожденного и сумма денежного пособия (если оно выдавалось), справка подписывается начальником учреждения и заверяется гербовой печатью.

Осужденному также выдается справка об оплачиваемой работе в исправительном учреждении, в которой указываются: количество календарных недель за 12 месяцев, предшествующих освобождению, в течение которых осужденный имел оплачиваемую работу; его рабочая специальность и разряд; размер среднего заработка за последние два месяца работы. Такая справка освобожденному необходима в случае обращения в соответствующие органы за получением пособия по безработице. Кроме указанных операций, с осужденным производятся все необходимые расчеты, в том числе ему может быть выдана компенсация за неиспользованный отпуск.

Паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии в личном деле указанных документов (либо некоторых из них) администрация учреждения заблаговременно принимает меры к их розыску или получению новых.

Уголовно-исполнительная инспекция в день окончания срока исправительных работ, а при освобождении от этого наказания по другим основаниям - не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов обязана предложить администрации организации, в которой осужденный отбывал исправительные работы, прекратить удержания из его заработной платы. Освобожденному выдается документ об отбытии наказания или освобождении от него.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве прописан порядок освобождения лиц по реабилитирующим обстоятельствам. Так, осужденному, освобожденному от отбывания наказания вследствие отмены приговора в связи с прекращением уголовного дела, начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, разъясняются его права на восстановление имущественных, трудовых, жилищных и иных утраченных на время отбывания наказания прав в соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 мая 1981 г В документе об освобождении указанному осужденному.приносится официальное извинение от имени государства.

Существует определенная специфика при освобождении осужденных военнослужащих от отбывания наказания. Осужденные военнослужащие, отбывающие ограничение по военной службе, арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания. Тяжесть заболевания осужденного военнослужащего и непригодность к дальнейшему несению военной службы определяются военно-врачебной комиссией, заключение которой передается командованию воинской части. На основании данного заключения издается приказ об увольнении военнослужащего из рядов Вооруженных сил, копия которого с остальными материалами направляется в суд для решения вопроса об освобождении от отбывания наказания или замене иным, более мягким наказанием.

Осужденные военнослужащие могут быть досрочно освобождены от отбывания наказания в случае возникновения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований: увольнения с военной службы, например, в случае окончания срока контракта или истечения срока призыва. В этом случаемо представлению командования воинской части суд может полностью освободить их от наказания или заменить неотбытую часть наказания другим, более мягким видом наказания.

8.3. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К ДОСРОЧНОМУ ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Статья 175 УИК РФ детально регулирует порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания по всем рассмотренным выше основаниям.

Прежде всего следует отметить, что право осужденных на условно-досрочное освобождение стало реальным и никоим образом не зависит от желания администрации рассматривать или нет данный вопрос в отношении конкретного осужденного. Сейчас она в силу п. 9 ст. 175 УИК РФ обязана в течение месяца после отбытия осужденным установленной законом части срока наказания рассмотреть вопрос и вынести постановление о представлении либо об отказе в представлении к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

В исправительных учреждениях вопросы об условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и помиловании традиционно рассматриваются на специальной комиссии (а предварительно эти вопросы персонально в отношении каждого осужденного рассматриваются на совете коллектива осужденных колонии). На данную комиссию приглашают и осужденных., в отношении которых рассматриваются соответствующие вопросы о досрочном освобождении. Все это делается в воспитательных целях, а также для придания более широкой гласности при решении вопросов о досрочном освобождении.

В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания повторное внесение в суд представления по любому из этих оснований может иметь место не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения определения суда об отказе. В отношении лиц, ранее условно-досрочно освободившихся и в отношении которых оно отменено, и они вновь отбывают наказание, повторное представление к досрочному освобождению возможно лишь по истечении одного года после вынесения определения суда об отмене условно-досрочного освобождения. Такой же срок для представления к условно-досрочному освобождению необходим для лиц, осужденных к ограничению свободы и в соответствии с законодательством переведенных для дальнейшего отбывания наказания в исправительные учреждения уже для отбывания лишения свободы. В случае признания осужденного к обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы инвалидом первой или второй группы учреждение или орган, исполняющие наказание, вносят в суд представление о его досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания, так как осужденный не может быть привлечен в обязательном порядке к труду. Такое же представление вносится в суд и в отношении отбывающих данные виды наказаний женщин в случае наступления их беременности. В этом случае речь идет об отсрочке от отбывания наказания со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам.

8.4. ОСОБЕННОСТИ ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОСУЖДЕННЫХ

Условно-досрочное освобождение осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы (ст. 176 УИК РФ), и отсрочка отбывания наказания осужденными беременными женщинами и осужденными женщинами, имеющими малолетних детей (ст. 177-178 УИК РФ), имеют определенную специфику.

Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется лишь при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. То есть осужденный к пожизненному лишению свободы, имеющий право на представление к, условно-досрочному освобождению после 25 лет отбывания наказания, не должен в течение последних трех лет допускать злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. Перечень злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания установлен ч. I и 2 ст. П6 УИК РФ.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы и совершившие в это время новое тяжкое или особо тяжкое преступление, теряют право на условно-досрочное освобождение.

В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного к пожизненному лишению свободы повторное внесение представления об этом может иметь место не ранее чем по истечении трех лет со дня принятия судом решения об отказе. Условия представления остаются теми же - отсутствие злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания за последние три года, а фактически шести лет (с учетом предшествующих первому представлению трех лет). Таким образом, лицо, осужденное к пожизненному лишению свободы, может выйти на свободу в силу судебного решения об условно-досрочном освобождении по истечении минимум 25-28 лет пребывания в местах лишения свободы.

Как уже отмечалось, осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей, отбывающим наказание в исправительной колонии, судом может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. Однако такой гуманный акт применяется не ко всем указанным категориям осужденных женщин. Отсрочка отбывания наказания согласно ст. 177 УИК РФ не применяется к женщинам, осужденным на срок свыше пяти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности.

Закон не определяет, какую часть срока наказания обязана отбыть женщина, а указывает лишь на беременность или наличие малолетних детей. Поэтому администрация исправительного учреждения должна исходить из конкретной ситуации и интересов матери и будущего ребенка (имеется ли жилая площадь, готовы ли родственники принять мать с ребенком, какова обстановка в семье и т. п.).

Если указанные условия являются благоприятными, то в отношении беременной женщины целесообразно выходить в суд с представлением о предоставлении женщине дородового отпуска. В отношении осужденных женщин, имеющих малолетних детей, с таким ходатайством можно обращаться в суд в любое время, исходя из конкретной ситуации, поведения осужденной, ее отношения к ребенку и других обстоятельств.

При решении вопроса о представлении женщины к отсрочке отбывания наказания администрация исправительного учреждения должна исходить из убеждения в том, что женщина способна на свободе вести законопослушный образ жизни и вновь не станет на преступный путь. В этой связи к представлению в суд в обязательном порядке прилагаются следующие документа: характеристика осужденной; справка о согласии родственников принять женщину и ребенка, предоставив им жилье и необходимые условия для проживания, либо справка о наличии у осужденной жилья и необходимых условии для проживания с ребенком; медицинское заключение о беременности либо справка о наличии ребенка; личное дело осужденной.

При положительном решении суда о применении отсрочки администрация исправительного учреждения освобождает женщину от. отбывания наказания. Администрация учреждения берет у осужденной подписку о явке в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в трехдневный срок со дня прибытия. В день освобождения осужденной в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства направляется копия определения суда об отсрочке отбывания наказания с указанием даты освобождения. К месту жительства осужденная следует самостоятельно за счет государства.

По лрибытии осужденной на место жительства уголовно-исполнительная инспекция ставит ее на учет и в дальнейшем осуществляет контроль за ее поведением. После постановки осужденной женщины на учет уголовно-исполнительная инспекция в трехдневный срок обязана уведомить об этом администрацию исправительного учреждения по месту освобождения осужденной, в противном случае инспекция вынуждена будет осуществлять ее розыск.

В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 178 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция в случае неприбытия осужденной женщины в двухнедельный срок со дня ее освобождения обязана осуществить первоначальные розыскные мероприятия, а в случае их безрезультатности она объявляет розыск осужденной. В случае обнаружения осужденной женщины и выявления причин длительной неявки для постановки на учет уголовно-исполнительная инспекция должна Принять решение либо об объявлении ей предупреждения либо о направлении представления в суд для решения вопроса о возвращении ее в исправительное учреждение.

В период отсрочки осужденная женщина должна вести себя определенным образом: не допускать нарушений общественного порядка и трудовой дисциплины; не должна уклоняться от воспитания ребенка и ухода за ним. Если к осужденной женщине за нарушение общественного порядка или трудовой дисциплины применялись меры административного или дисциплинарного взыскания либо если она уклонялась от воспитания ребенка или ухода за ним, то уголовно-исполнительная инспекция объявляет ей предупреждение.

Осужденная считается уклоняющейся от воспитания ребенка, если она, официально не отказавшись от ребенка, оставила его в родильном доме или передала в детский дом либо ведет антиобщественный образ жизни, не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним. Сюда же относятся и случаи, когда осужденная женщина оставила ребенка родственникам или иным лицам и не занимается его воспитанием либо вообще скрылась, оставив ребенка у родственников или знакомых. Бывают случаи, когда женщины скрываются вместе с ребенком, изменяя место жительства и не ставя об этом уголовно-исполнительную инспекцию в известность.

Во всех этих случаях уголовно-исполнительная инспекция, исчерпав весь имеющийся в ее распоряжении арсенал средств и методов воздействия и не добившись положительного результата (осужденная отказалась от ребенка или продолжает уклоняться от воспитания ребенка и ухода за ним), вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденной для отбывания наказания, назначенного приговором суда. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания.

По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста либо в случае его смерти уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденной с учетом характера и степени опасности совершенного преступления, поведения осужденной, ее отношения к воспитанию ребенка, отбытого и неотбытого сроков наказания направляет в суд представление об освобождении осужденной от отбывания оставшейся части наказания или о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Если за это время назначенный осужденной женщине срок наказания истек, то она автоматически считается отбывшей наказание.

8.5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВШИХ НАКАЗАНИЕ, ОКАЗАНИЕ ИМ ПОМОЩИ И КОНТРОЛЬ ЗА НИМИ

Согласно ст. 179 УИК РФ лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан Российской Федерации с ограничениями, предусмотренными федеральным законом для лиц, имеющих судимость. Такие ограничения установлены при принятии на службу в органы Федеральной службы безопасности, органы внутренних дел в качестве судей, прокуроров и иных категорий работников. Например, в соответствии со ст. 13 Закона "Об оружии" (в ред. от 13 ноября 1996 г.) запрещается выдавать лицензию на приобретение оружия лицам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления. В остальных сферах деятельности, где отсутствуют подобные ограничения, лица, отбывшие наказание, могут принимать участие в полном объеме.

Социально-правовое значение судимости в настоящее время заметно снизилось, она стала играть малозаметную роль в жизни нашего общества и не является существенным препятствием для успешной социальной адаптации лиц, отбывших наказание, по крайней мере в их бытовом и трудовом устройстве.

Проблемам бытового и трудового устройства лиц, отбывших наказание, уделяется внимание уже на стадии исполнения наказания. Так, согласно ст. 180 УИК РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождений, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющейся специальности. Практика накопила богатый опыт организации работы по подготовке осужденных к освобождению (организация разнообразных школ, проведение специальных занятий, циклов лекций, бесед и т.п.). Осужденный в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 97 УИК РФ для решения вопросов своего бытового и трудового устройства может выехать в краткосрочный отпуск.

Особые проблемы возникают с трудовым и бытовым устройством лиц престарелого возраста, утратившими не только трудоспособность, но и все свои социально полезные связи с родственниками и обществом в целом. Кодекс установил, что осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лёт и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказания, направляются органами социальной защиты в специальные дома-интернаты, дома инвалидов и престарелых.

УИК РФ детально регламентирует порядок выбытия осужденного из учреждения или органа, исполняющего наказание, и проезда до выбранного места жительства (ст. 181). Это делается для того, чтобы в максимальной мере способствовать нормальному проезду освобожденного, исключив возможные препятствия, способные толкнуть его на путь правонарушений.

Осужденным, освобождаемым от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проездов порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Осужденному выписывается билет до конечного пункта по тарифам общего железнодорожного вагона. Однако с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом проезд может быть обеспечен водным (в каютах III класса), автомобильным и даже воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты II класса.

На время следования к месту назначения осужденные обеспечиваются продуктами питания, исходя из полагающихся им во время отбывания наказания норм питания (в том числе повышенных и улучшенных); из этого же положения исходят и при выплате денежной компенсации за продукты, предоставляемые освобожденному на время проезда. При отсутствии у освобождаемого на лицевом счете денежных средств ему может быть оказана материальная помощь в размере минимального размера оплаты труда (если иное не установлено нормативными правовыми актами), а также помощь из созданных самими осужденными общественных фондов оказания помощи; помощь может быть оказана и за счет благотворительных организаций. Кроме того, если у осужденного, освобождаемого из мест лишения свободы, отсутствует необходимая по сезону собственная одежда и нет средств на ее приобретение, то он обеспечивается одеждой за счет государства.

Закон не требует, чтобы администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, ставила заранее в известность родственников осужденного или иных лиц о времени его освобождения. Однако в ряде случаев она это делать обязана: при освобождении осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе; осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей; несовершеннолетних осужденных. Причем указанные лица, а также несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

Статья 182 УИК РФ закрепляет право осужденных, освобождаемых от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, на бытовое и трудовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Более конкретно это право должно быть раскрыто в законе о социальной реабилитации лиц, утративших социально полезные связи и освобожденных от отбывания наказания. Отдельные положения указанной выше нормы Кодекса нашли свое закрепление в отдельных законах и иных нормативных правовых актах. Так, например, ст. 13 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения" относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально-правовой защитой. В соответствии с совместным указанием МВД РФ и федеральной службы занятости РФ от 28 сентября 1992 г. лица, освобожденные от наказания, имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости на местах. При невозможности трудоустройства указанных лиц они регистрируются в качестве безработных и им выплачивается установленное данным Законом пособие по безработице.

Бытовое устройство осужденных, не имеющих собственного жилья, в настоящее время является наиболее сложным вопросом, так как свободного муниципального жилья сейчас практически нет, а осужденные в своей основной массе не имеют средств для покупки за свой счет жилья. Свободных мест в общежитиях также значительно меньше. В ряде регионов создаются центры социальной реабилитации, ночлежные дома, но они в настоящее время не приспособлены для постоянного проживания.

Лица, освобожденные от отбывания наказания, должны находиться под соответствующим контролем как со стороны органов государства, так и общественности. Так, уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за лицами, условно-Досрочно освобожденными, и женщинами, имеющими отсрочку от отбывания наказания. Но и другие категории освобожденных от отбывания наказания лиц также не должны быть вне контроля ради успешной их социальной адаптации. Контрольные функции за лицами, освобожденными от отбывания наказания, кроме уголовно-исполнительных инспекций, осуществляют еще и органы внутренних дел, в том числе профилактическая служба, инспекции по делам несовершеннолетних и участковые инспекторы, а также иные службы, сталкивающиеся с данными лицами по роду своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: