Практический и академический интеллект.
Классификация интеллекта.
Концепции интеллекта.
План
Методы измерения и оценки
Время проведения: 2 часа.
Цель занятия: рассмотреть теоретические основы академического и практического интеллекта будущего магистра техники и технологии; углубить и закрепить знания; развить глубину и критичность мышления; воспитать целеустремленность, ответственность.
1. Понятие«интеллект».
1. Понятие «интеллект»
Понятие «интеллект» ввел Цицерон. В переводе с латинского «intellgentia» означает «способность понимать». Смысловой образ интеллекта концептуально определен Платоном: «интеллект – это то, что отличает человеческую душу от животной, индивидуальное по природе творческое начало, включающее интуицию и приобщающее человека к божественному миру». Аристотель допускает существование преходящего, смертного, пожизненного интеллекта и противопоставляет наблюдаемую деятельность или поведение человека гипотетической скрытой способности, от которой зависит эта деятельность.
Интеллект, считает Ж. Пиаже, – это «…определенная форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, реализующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсомоторных механизмов», «гибкое и одновременно структурное равновесие поведения, система наиболее жизненных и активных операций», «интеллект является адаптацией». Определяя интеллект, Ж. Пиаже исходит из его двойственной природы: логической и биологической.
Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т. е. cпособность адаптироваться к окружающей среде.
Как замечает М.А. Холодная, «на начальном этапе интеллект отождествляется с простейшими психофизиологическими функциями, при этом подчеркивается врожденный (органический) характер интеллектуальных различий между людьми» [4].
На основе обсуждения многочисленных результатов исследований, отмечает Г. Айзенк, «было достигнуто окончательное согласие относительно парадигмы, что разные люди имеют разные способности для решения интеллектуальных проблем и что среди этих способностей особенно важны общие способности (сам общий интеллект). Существуют также специальные способности для решения проблем специфического характера - например, память, способности оперировать числами, вербальные, визуально-пространственные или технические способности, - которые могут быть очень важны в определенных обстоятельствах» [1].
Интеллектпредставляется системным проявлением познавательных способностей, для которых умственные способности выступают в качестве общего фактора (общей способности), влияющего на другие способности[5]. С другой стороны, каждая познавательная способность, представленная предметной мыслью, вносит свой вклад в успешность интеллекта индивида. В данном случае мы рассматриваем интеллект как врожденное качество индивида.
В реальной конкретной деятельности умственные способности выступают в двух функциях: с одной стороны, как операциональный компонент других познавательных функций, с другой - как собственно мыслительные способности, обеспечивающие прямо, а не опосредованно через другие познавательные функции, решение задач, стоящих перед индивидом.
Приведенное определение относит интеллект к так называемому в тестологии флюидному интеллекту, минимально зависящему от знаний, образования или иных культурных факторов.
В отличие от флюидного, выделяют кристаллизированный интеллект, базирующийся на знаниях и информации, тесно связанный с образованием и культурой и во многом определяемый ими.
Предложенная модель интеллекта хорошо согласуется с современными нейропсихологическими представлениями о деятельности головного мозга (А.Р. Лурия). Согласно этим представлениям в структуре мозга можно выделить три основных функциональных блока, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности:
- регуляции тонуса и бодрствования;
- получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира;
- программирования, регуляции и контроля психической деятельности.
Каждый из этих блоков имеет иерархическое строение.
С учетом того, что в нейропсихологическую структуру интеллекта входят функциональные структуры экстрасенсорных способностей, движений, памяти, речи, мы предполагаем, что общий интеллект может проявляться как экстрасенсорный, предметно-действенный и абстрактно-понятийный [5].