ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Одно из определений психолингвистики такое: "Психолингвистика — это наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесённости с системой языка".
Иное определение давал в 1954 г. Чарльз Осгуд: "Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре коде и эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающих. Другими словами, психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояние сообщений с состоянием участников коммуникации". При таком подходе предметом психолингвистики могут быть процессы порождения и восприятия речи в их соотнесённости с физиологическим и психическим состоянием участников коммуникации. Здесь процессы речи соотносятся не с системой языка, а с человеком, с его психикой.
А.А.Леонтьев в 1997 г. предложил такое определение этой дисциплины: предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной составляющей образа мира человека, с другой.
|
|
Психолингвистика возникла как ориентированная на практику концепция. В 40-х, 50-х гг. существовал ряд проблем, которые могли быть решены только с помощью новых знаний благодаря междисциплинарному подходу.
В условиях миграции населения возник ряд вопросов, связанных с обучением иностранным языкам разных групп населения: — Какова оптимальная организация языкового материала в учебнике иностранного языка в зависимости от возраста учащегося и этапа обучения? — С какого возраста можно обучать детей иностранному языку? — Как сделать учащегося билингвом в максимально короткие сроки? — Каково соотношения языковых знаний и реальных действий при освоении другой культуры? — Каковы механизмы аккультурации (усвоения другой культуры) и окультурации (усвоение своей родной культуры)? — Происходит ли при изучении структур нового языка перевод с родного языка или формируются новые структуры мышления? Ответить на эти вопросы преподаватели иностранного языка не могли, для этого требовалось привлечение психологических знаний.
При обучении родному языку также не до конца было ясно, как происходит понимание правил употребления языка, если взрослые не формулируют их при обучении детей (и вообще как бы не обучают детей языку). Возникали проблемы и с обучением умственно отсталых детей, глухонемых и слепоглухонемых.
Другой причиной появления психолингвистики бала необходимость восстановления речи при её нарушениях и травмах. Появилась необходимость в нейролингвистике как разделе психолингвистики.
При передаче информации на расстояние по каналам связи с помощью технических средств связисты нередко получали искажённые сообщения. Поэтому ученые обратились к проблемам кодирования и декодирования сообщения в связи со структурой языка и психологией понимания информации человеком.