ЯЗЫК РЕГУЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Блумфильд, применяя бихевиористский подход к анализу речевого общения, полагал, что сферы жизнедеятельности человека — сфера потребностей и действий по их удовлетворению. Сотрудничающие люди могут воздействовать друг на друга при помощи практических (т.е. неречевых) и речевых стимулов. Реагируют они на эти стимулы двояко: речевыми и неречевыми действиями. При этом речевые воздействия (стимулы) Л.Блумфилд называл замещающими практические стимулы. Поэтому речевые стимулы и реакции коммуникантов имеют практический аспект. ПоБлумфильду речь является средством решения практических задач и ее основная функция — регуляция деятельности человека.
Предположим, — писал он, — что Джек и Джил идут по тропинке. Джил голодна. Она видит яблоко на дереве. Она с помощью горла, языка и губ производит ряд звуков. Джек прыгает через изгородь, влезает на дерево, срывает яблоко, приносит его Джил и кладет ей в руку. Джил ест яблоко.
|
|
Описанный случай состоит из трех частей со следующей временной по
следовательностью: А. Практические действия, предшествовавшие речевому
акту; В. Речь; С. Практические действия, последовавшие за речевым актом.
Джил в качестве говорящего индивида может реагировать на стимулы не
одним, а двумя способами: S —-> R (практическая реакция); s —> г
(лингвистическая или замещенная реакция). Действия Джека могут вызы
ваться двумя видами стимулов: практическими стимулами S ---- > R
(безречевая реакция) и лингвистическими (замещенными стимулами) S — > J- —> s —> R (реакция через речь).
Блумфильд отмечает, что речь включена в систему деятельностей человека и человек не реагирует на нее как на речь; он реагирует на нее как и на другие неречевые стимулы.
На развитие современной психолингвистики большое влияние оказала американская психолингвистика. В начале своего развития она ориентировалась в на бихевиоризм и на структурализм.
Лингвистический период в психолингвистике связан с развитием трансформационно-генеративной грамматики Поэма Хомского (Noam Chomsky). Считая, что язык — это множество (конечное или бесконечное) предложений, каждое из которых имеет конечную длину и построено из конечного множества элементов", Хомский полагал, что "каждое предложение может быть представлено в форме конечной последовательности фонем (или букв)". В его грамматике существуют особого рода правила или операции (трансформационные), прилагаемые к синтаксической конструкции предложения как к единому целому. Поэтому многие исследователи считают теорию Хомского формальным гипотетическим построением, данным в виде логического исчисления. Хомский различал языковую способность (linguistic competence) как знание языка и языковую активность (linguistic performance) как процессы речевой активности. Хомский также выдвинул тезис о врожденности языков~ых структур.
|
|
Следуя главному положению трансформационно-генеративной грамматики о том, что в центре лингвистической теории должна находиться языковая компетенция, а не речевая деятельность, психолингвисты сконцентрировали усилия на изучении понимания языка в ущерб исследованиям по производству речи.
Когнитивный период развития психолингвистики ознаменовался постепенным отходом от примата лингвистической теории и попыткой определить место языка среди прочих фундаментальных процессов. Когнитивные характеристики языка, представленные в грамматических теориях, перестали занимать центральное место в психолингвистических исследованиях; за ними теперь признавалась лишь частичная роль в процессах использования и усвоения речи, наряду с другими когнитивными и поведенческими модулями.
Современный период развития психолингвистики совпал с развитием когнитивных наук. Психолингвистика стала частью дисциплин, которые пытаются ответить на вопрос о характере знания, структуре ментальных представлений и о том, как они используются в таких фундаментальных умственных процессах, как логика и принятие решений.
Отечественная психолингвистика ориентируется и на описание процессов преобразования смысловой информации и описание становления и функционирования языкового сознания.
Особое внимание в рамках Московской психолингвистической школы уделяется языковому сознанию, под которым понимается система образов действительности, получающая свое языковое обозначение в языке и в речевой деятельности человека как носителя сознания.