Цели, задачи и порядок прохождения дисциплины БЖД.
Результаты взаимодействия человека с окружающей средой.
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
ЛЕКЦИЯ № 1
Вопросы:
Литература:
Основная:
1.Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности/учебник.- М.:Высшая школа, 1999.- 447с., с.5-47.
Дополнительная:
1.Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности/учебное пособие.-Санкт-Петербург.: Изд.Лань, 2002.- 447с., с.5-9 (для технических специальностей).
2. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности/учебник.-М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2001.-678с, с.9-14. (для экономических специальностей).
3. Сборник нормативных документов по БЖД.-М.: Изд. Дом «Дашков и К», 1998.-690с.
Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Приступая к изучению основ безопасности жизнедеятельности человека, следует определить прежде всего место БЖД в общем объеме «знаний о взаимодействии живых существ между собой и окружающей средой», изучаемых в науке экология.
|
|
Экология – наука о доме. В экологии главное не изучение существ, а изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания. Объектами экологии являются биосфера, экосистемы, сообщества (биоценоз), популяции организмов, биотоп.
В ХIХ веке экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. Однако ситуация в последние десятилетия изменилась и экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас Мира. Произошли значительные изменения в окружающей человека среде обитания. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.
В окружающем нас Мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи (рис.1).
Рис.1. Схема взаимодействия человека, биосферы и техносферы
(75% населения Земли проживают в техносфере или зоне перехода
от техносферы к биосфере)
Это позволяет говорить о возникновении новой области знаний – «Экология техносферы», где главным действующим лицом является человек и созданная им техносфера.
Сравним структуры областей знаний «Экология биосферы» и «Экология техносферы»:
Таблица 1
Экология биосферы | Экология техносферы |
Учение о биосфере | Техносферостроение |
Геоэкология | Регионоведение |
Экология почв | Социология |
Гидроэкология | Сервис |
Экология атмосферы | Безопасность жизнедеятельности |
Природопользование | Защита биосферы |
Заповедное дело | |
Другие | Другие |
В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия. Но так как уровни физических и химических факторов воздействия непрерывно нарастали, то они часто стали оказывать негативное влияние на человека и природу.
|
|
Таким образом в обществе возникла потребность:
1. В защите природы («Охрана природы»)
2. В защите человека («Безопасность жизнедеятельности») от негативного влияния техносферы.
При этом необходимо помнить, что первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная (человеческая) деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе.
Определение:
Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой.
Поэтому в жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания».
Определение:
Среда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
На Земле с незапамятных времен имели место природные катаклизмы. К ним можно отнести несколько ледниковых периодов, последний из которых закончился 15 тысяч лет назад. Не менее разорительным для Земли является падение крупных космических тел (1907г. – Тунгусский метеорит), а также мощные извержения и взрывы вулканов вулканов (Кракатау в 19 веке).
Из-за резкого изменения климата на значительных территориях уничтожены высокоразвитые цивилизации и крупные государства. Например, существовавшее на плодородных почвах юго-запада Аравии более 1000 лет до н.э. Саблейское царство погребено под песками из-за наступления пустыни, а в центре нынешней Сахары за 6000 лет до н.э. находились обширные пастбища, т.к. количество осадков здесь было до 400 мм в год (в настоящее время – 5 мм в год). На Руси начиная с Х века зафиксировано 162 землетрясения, 137 наводнений, 136 ураганов, 185 эпидемий, 360 засух, 93 случая нашествия вредителей, 350 голодных зим, 105 возвратов заморозков в начале лета.
Действуя в системе «человек-среда обитания», человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:
1. Обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе.
2. Создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и себе подобных.
Сначала человек нашел себе естественное жилище, чтобы уберечься от неблагоприятных факторов (молний, осадков, зверей и т.п.) и обеспечить комфортные условия для жизни (температуру, давление, влажность, освещение). Но такое жилище несло в себе угрозу для человека: обрушение, пожары, загазованность и т.д. Поэтому постоянная борьба за существование вынуждала человека находить другие и совершенствовать средства защиты от негативных воздействий среды обитания, например, строительство жилья. Но такая деятельность человека не только защищало его, но и влияло на среду обитания.
До ХIХ века среда обитания медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни ее негативных воздействий на людей. Однако к середине ХIХ века, в следствие промышленной революции, началось активное воздействие человека на среду обитания и уже в ХХ веке на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряде случаев и к полной региональной деградации.
Этому во многом способствовали следующие причины:
1. Высокие темпы роста численности населения (демографический взрыв) и его урбанизация.
|
|
2. Рост потребления и концентрация энергетических ресурсов.
3. Интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства.
4. Массовое использование средств транспорта.
5. Рост затрат на военные цели и ряд других процессов.
Рассмотрим основные результаты современного взаимодействия человека и окружающей среды.