Главной задачей науки о безопасности жизнедеятельности является превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.
Цели и задачи изучения дисциплины БЖД.
В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив ее негативное влияние на человека и природу до допустимых уровней. Достижение этих целей взаимосвязано. Решая задачи обеспечения безопасности человека в техносфере, одновременно решаются задачи охраны природы от губительного влияния техносферы.
Таким образом, основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – это защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний – экологии техносферы.
С 1992 года в нашей стране вместо курсов «Охрана труда» и «Гражданская оборона» был введен в учебные планы всех специальностей высшей школы новый курс, получивший название «Безопасность жизнедеятельности». В настоящее время в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами нового поколения для всех, без исключения специальностей, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в раздел федеральной обязательной компоненты стандарта – «Общепрофессиональные дисциплины» (рис.2).
В центре внимания данной дисциплины – человек – как самоцель развития общества. Если охрана труда интересуется человеком, находящимся в условиях производства, а гражданская оборона – в чрезвычайных ситуациях, то БЖД – в любых условиях деятельности человека.
Современная теоретическая база БЖД содержит:
1. Методы анализа опасностей, генерируемых элементами техносферы.
2. Основы комплексного описания негативных факторов в простанстве и во времени с учетом возможности их сочетанного воздействия на человека в техносфере.
Рис.2. Структурно-логическая схема изучения дисциплины БЖД
3. Основы формирования исходных показателей экологичности к вновь создаваемым или рекомендуемым элементам техносферы с учетом ее состояния.
4. Основы управления показателями безопасности техносферы на базе мониторинга опасностей и применения наиболее эффективных мер и средств защиты.
5. Основы формирования требований по безопасности деятельности к операторам технических систем и населению техносферы.
Основными задачами БЖД являются:
- описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;
- формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов – назначение предельно допустимых выбросов, сбросов, энергетических воздействий, допустимого риска и др;
- организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;
- разработка и использование средств экобиозащиты;
- реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;
- обучения населения основам БЖД и подготовка специалистов всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности.
Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности тех или иных контингентов работающих, всего производственного персонала и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Подготовке такого специалиста способствует изучение в учебных заведениях дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения с целью безопасно осуществлять свои профессиональные и социальные функции.
Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» должна дать специалисту следующие знания:
- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитании»;
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
- основы физиологии и рациональные условия деятельности;
- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификация;
- средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;
- методы исследования устойчивости производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;
- методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.
Специалист должен уметь:
- проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека на их соответствие нормативным требованиям;
- эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий;
- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;
- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;
- осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов;
-планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях;
- принимать, при необходимости, участие в проведении спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Вузы призваны готовить специалистов, знающих и умеющих применять на практике уметь основы теории надежности, охраны труда, экологии, статистических методов контроля качества и способных обеспечить выполнение требований международных. Национальных и отечественных стандартов, определяющих порядок и условия разработки проектной, конструкторской, технологической документации, программ создания, освоения серийного производства и сертификации продукции. Функционирования системы управления качеством и др.
«Безопасность жизнедеятельности» представляет собой междисциплинарный комплекс знаний, основывающийся на научной концепции безопасного взаимодействия человека с природой и обществом.
Дисциплина базируется на достижениях философии, социологии, психологии, физиологии человека, экологии, права и других наук.
Основы образования в области безопасности в нашей стране были положены в 30-х годах ХХ столетия, а подготовка специалистов в области БЖД начата недавно, лишь в 90-х годах.