Институт ответственности включает и процессуальный механизм урегулирования (ч.III
Проекта – имплементация международной ответственности государства), поскольку между-
народное право должно располагать не только механизмом обеспечения выполнения его
норм, но и реализации ответственности. Институт ответственности определяет действия, ко-
торые могут предпринимать государства, затронутые нарушением международно-правового
обязательства, для обеспечения выполнения обязательств по прекращению и возмещению со
стороны ответственного государства.
Прежде всего, потерпевшее государство вправе призвать к ответственности государство-
нарушителя. Условиями призвания к ответственности в соответствии со ст. 44 являются госу-
дарственная принадлежность требований и исчерпание местных средств правовой защиты.
Вопрос о государственной принадлежности возникает, в основном, когда дело идет о защите
государством прав своих граждан, пострадавших в результате международного правонару-
|
|
шения. В таких случаях определение государственной принадлежности связано с нормой об
исчерпании местных средств правовой защиты.
Если в результате одного и того же международно-противоправного деяния потерпевши-
ми являются несколько государств, каждое из них может отдельно призвать к ответственно-
сти государство-правонарушителя (ст.46).
Потерпевшее государство вправе принять меры с целью побудить ответственное государ-
ство (государства) прекратить противоправное поведение и предоставить возмещение.Про-
блема применения мер принуждения к соблюдению норм международного права является
одной из наиболее важных и сложных проблем этого права.
К ним относятся санкции и контрмеры. По мнению Комиссии международного права, под
санкциями следует понимать лишь меры принуждения, предпринимаемые международными
организациями к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вы-
текающих из правоотношения ответственности. Это придает им принципиальное отличие от
индивидуальных действий государств.
Объем и виды санкций должны зависеть от степени тяжести правонарушения и нанесен-
ного ущерба. Санкции должны вводиться в строгом соответствии с Уставом ООН, с принци-
пами и нормами международного права, преследовать четко определенные цели, быть пре-
дельно адресными, подлежать регулярному обзору и предусматривать условия отмены.
Традиционный термин "санкции" длительное время использовался и Комиссией междуна-
родного права ООН в ходе работы над темой об ответственности. Но на завершающем этапе
|
|
было решено заменить его более соответствующим природе международного права терми-
ном "контрмеры". Существенную роль в этом сыграла международная судебная практика,
которая, избегая употребления термина "санкции" применительно к односторонним мерам
государств, использовала термин "контрмеры". В Статьях об ответственности контрмерам
посвящена глава II ч.III., что является обоснованным, поскольку контрмеры представляют
собой связанный с ответственностью, но, тем не менее, особый институт, призванный слу-
жить имплементации правоотношений ответственности.
Контрмеры – это действия, которые потерпевшее государство вправе применить к госу-
дарству, ответственному за международно-противоправное деяние. Они рассматриваются
как инструмент имплементации ответственности и не носят карательного характера. Основ-
ная цель контрмер состоит в том, чтобы побудить ответственное за международно-
противоправное деяние государство выполнить возлагаемые на него правоотношением от-
ветственности обязательства (п.1 ст.49). Это значит прекратить противоправное деяние, если
оно продолжается, и предоставить возмещение потерпевшему государству. Контрмеры впра-
ве применить потерпевшее государство. С юридической точки зрения такие меры характери-
зуются тем, что если бы они не применялись в качестве контрмер, то были бы противоправ-
ными. Контрмеры, направленные на достижение какой-либо иной цели, по определению яв-
ляются противоправными.