Специфика ответственности государств за серьезные нарушения обязательств,
Серьезное нарушение, как оно определяется в п. 2 ст. 40 гл.III Статей «Серьезные нару-
шения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права», -
это нарушение, сопряженное с грубым или систематическим невыполнением обязательства
ответственным государством. Для того, чтобы считаться систематическим, нарушение долж-
но совершаться организованным путем и умышленным способом. Напротив, термин «гру-
бое» отражает масштабность нарушения или его последствий; оно означает нарушения во-
пиющего характера, представляющие собой прямое и открытое посягательство на ценности,
защищаемые указанной нормой. Эти термины не являются взаимоисключающими.
Серьезное нарушение такого рода обязательства влечет за собой особые (дополнительные)
последствия, как для несущей ответственность стороны, так и для других субъектов. В част-
ности, все государства должны сотрудничать с целью положить конец любому серьезному
|
|
нарушению (п.1 ст.41). Такого рода сотрудничество осуществляется, прежде всего, в рамках
международных организаций. Главная роль в организации такого сотрудничества принадле-
жит Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности ООН.
В соответствии с п. 2 ст. 41 на государствах лежит обязанность воздержания, включающе-
го два обязательства: во-первых, не признавать правомерными положения, сложившиеся в
результате серьезных нарушений по смыслу ст.40 и, во-вторых, не оказывать помощи или
содействия в сохранении такого положения. Первое из этих двух обязательств касается обя-
зательства коллективного непризнания международным сообществом в целом законности
ситуаций, являющихся прямым результатом серьезных нарушений по смыслу ст.40. Имеется
в виду недопустимость не только формального признания, но и признания подразумеваемо-
го.
Поскольку речь идет об особой категории обязательств – обязательств перед международ-
ным сообществом в целом, имеющих для него жизненно важное значение, то они обеспечи-
ваются в особом порядке. Поскольку все государства имеют юридический интерес, то все
они вправе призвать к ответственности государство, нарушившее обязательство erga omnes
(между всеми). Другими словами, претензии к нарушителю вправе предъявить не только
непосредственно потерпевшее государство, но и любой член международного сообщества.
То обстоятельство, что режим ответственности за рассматриваемые правонарушения еще
подлежит разработке, подтверждается в какой-то степени п. 3 ст. 41, в котором говорится о
|
|
дополнительных последствиях в соответствии с международным правом. Комиссия между-
народного права ООН не раз указывала на значение установления специального режима от-
ветственности за особенно серьезные правонарушения. Поскольку при подготовке оконча-
тельного варианта главы Комиссии международного права пришлось снять ряд положений,
вызвавших критические замечания правительств, соответствующие положения Статей носят
достаточно общий характер и представляют собой основу, на которой должен формировать-
ся особый режим ответственности за серьезные нарушения обязательств, вытекающих из
императивных норм общего международного права.
Исходя из международной практики, виды и формы ответственности государства-
нарушителя определяются в специальных международных соглашениях, либо в решениях
Совета Безопасности ООН.
Ответственность за совершение международных преступлений не может сводиться к воз-
мещению материального ущерба (репарации, реституции) или восстановлению нарушенных
прав. Она может иметь и иные формы, которые могут носить ограничительно-карательный
характер и выходить за рамки простого возмещения. Такими являются чрезвычайные сатис-
факции и чрезвычайные репарации. Современное международное право признает незакон-
ными военные контрибуции, которые являлись, по сути, данью побежденного победителю.