Вытекающие из императивных норм общего международного права

Специфика ответственности государств за серьезные нарушения обязательств,

Серьезное нарушение, как оно определяется в п. 2 ст. 40 гл.III Статей «Серьезные нару-

шения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права», -

это нарушение, сопряженное с грубым или систематическим невыполнением обязательства

ответственным государством. Для того, чтобы считаться систематическим, нарушение долж-

но совершаться организованным путем и умышленным способом. Напротив, термин «гру-

бое» отражает масштабность нарушения или его последствий; оно означает нарушения во-

пиющего характера, представляющие собой прямое и открытое посягательство на ценности,

защищаемые указанной нормой. Эти термины не являются взаимоисключающими.

Серьезное нарушение такого рода обязательства влечет за собой особые (дополнительные)

последствия, как для несущей ответственность стороны, так и для других субъектов. В част-

ности, все государства должны сотрудничать с целью положить конец любому серьезному

нарушению (п.1 ст.41). Такого рода сотрудничество осуществляется, прежде всего, в рамках

международных организаций. Главная роль в организации такого сотрудничества принадле-

жит Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности ООН.

В соответствии с п. 2 ст. 41 на государствах лежит обязанность воздержания, включающе-

го два обязательства: во-первых, не признавать правомерными положения, сложившиеся в

результате серьезных нарушений по смыслу ст.40 и, во-вторых, не оказывать помощи или

содействия в сохранении такого положения. Первое из этих двух обязательств касается обя-

зательства коллективного непризнания международным сообществом в целом законности

ситуаций, являющихся прямым результатом серьезных нарушений по смыслу ст.40. Имеется

в виду недопустимость не только формального признания, но и признания подразумеваемо-

го.

Поскольку речь идет об особой категории обязательств – обязательств перед международ-

ным сообществом в целом, имеющих для него жизненно важное значение, то они обеспечи-

ваются в особом порядке. Поскольку все государства имеют юридический интерес, то все

они вправе призвать к ответственности государство, нарушившее обязательство erga omnes

(между всеми). Другими словами, претензии к нарушителю вправе предъявить не только

непосредственно потерпевшее государство, но и любой член международного сообщества.

То обстоятельство, что режим ответственности за рассматриваемые правонарушения еще

подлежит разработке, подтверждается в какой-то степени п. 3 ст. 41, в котором говорится о

дополнительных последствиях в соответствии с международным правом. Комиссия между-

народного права ООН не раз указывала на значение установления специального режима от-

ветственности за особенно серьезные правонарушения. Поскольку при подготовке оконча-

тельного варианта главы Комиссии международного права пришлось снять ряд положений,

вызвавших критические замечания правительств, соответствующие положения Статей носят

достаточно общий характер и представляют собой основу, на которой должен формировать-

ся особый режим ответственности за серьезные нарушения обязательств, вытекающих из

императивных норм общего международного права.

Исходя из международной практики, виды и формы ответственности государства-

нарушителя определяются в специальных международных соглашениях, либо в решениях

Совета Безопасности ООН.

Ответственность за совершение международных преступлений не может сводиться к воз-

мещению материального ущерба (репарации, реституции) или восстановлению нарушенных

прав. Она может иметь и иные формы, которые могут носить ограничительно-карательный

характер и выходить за рамки простого возмещения. Такими являются чрезвычайные сатис-

факции и чрезвычайные репарации. Современное международное право признает незакон-

ными военные контрибуции, которые являлись, по сути, данью побежденного победителю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: