Выставки и ярмарки
Этот вид рекламы является видом непосредственной коммуникации между производителем и потребителем. Именно здесь потребитель может воочию оценить продукцию, получить консультации. Относительно ее использования, сравнить ее с продукцией других предприятий, сэкономив время.
Для предприятия – это надежный показатель ситуации на рынке, своего рода барометр.
Приступая к разработке концепции рекламной кампании и самого дизайна-проекта экспозиции необходимо осуществить определенные этапы.
Этапы разработки проекта экспозиции:
1. Изучение международных и отечественных правил представления эко-продукции,
2. Разработка собственного представления эко-продукции в рамках общепринятой.
3. Установление целей участия в выставке и сегмента потребителей, внимание которых необходимо привлечь и выбор наиболее эффективных средств рекламы для привлечения.
4. Подготовка текстов листов-приглашений для наиболее значительных категорий потребителей, авторитетных представителей (VIP), представителей СМИ и своевременная рассылка.
5. Оценка целесообразности представления информации в виде отдельного экологического рекламного блока в официальном каталоге.
6. Подготовка комплекса мер до и после проведения выставки.
7. Подготовка необходимого количества рекламно-информационных материалов и сувениров (включая сувениры для массовой бесплатной раздачи), фирменных папок, а также пресс-релизов, информационных материалов в виде таблиц, графиков, «биографических ведомостей о предприятии» и его экологические ориентиры.
8. Обеспечение персонала стенда фирменной одеждой и соответствующими знаками.
В настоящее время на страницах Интернета находится свыше 12 000 компаний, которые представляют экологически чистую продукцию.
Среди пользователей Интернета 53,3% - профессионалы, а 23,7% - студенты, т.е. потенциальных потребителей экологически чистой продукции и услуг немного. Несмотря на это, компании декларируют свою экологически чистую продукцию для поддержки соответствующего имиджа.
Эффективность Интернет-рекламы усиливается, благодаря:
§ мультимедийным возможностям и гиперссылкам, которые позволяют последовательно, шаг за шагом, вести потребителя по виртуальной экспозиции,
§ стоимость рекламы в сети Интернет по времени значительно меньше, чем в отдельном СМИ,
§ возможности Интернет-технологии позволяют каждому рекламодателю определить реальное количество посетителей его странички.
ІI. Стимулирование сбыта (sales promotion) – как элемент эко-коммуникаций
Под стимулированием сбыта экологически чистой продукции понимают совокупность приемов, которые применяются на протяжении всего жизненного цикла экологически чистого товара относительно трех участников рынка – потребителя, розничного и оптового торговца, производителя.
1. Потребитель – наиболее важная целевая аудитория. Все другие объекты являются лишь посредниками и воздействие на них только усиливает воздействие на потребителя. Результатом экологического стимулирования этой аудитории состоит:
§ увеличение числа покупателей эко-продукции,
§ увеличение количества товара, который покупается одним и тем же покупателем.
2. Продавец. Цель стимулирования - состоит в переубеждении безразличного к экологически чистому товару продавца в высоко мотивированного энтузиаста и приверженца экологически чистой продукции.
3. Торговый посредник. Он является специфическим объектом, который выполняет регулирующую функцию. Цель экологического стимулирования торгового посредника состоит:
§ в придании товару экологического имиджа, чтобы его можно было легко узнать,
§ в увеличении количества экологически чистого товара, который поступает в торговую сеть,
§ в повышении заинтересованности посредника в активном сбыте именно экологически чистой продукции и обеспечить условия ее сохранения и транспортировки.
Выбор средств стимулирования зависит от поставленных целей – стратегических (увеличить число потребителей продукции, увеличить оборот в сравнении с плановыми показателями), специфических (избавиться от излишков запасов, увеличить противодействие конкурентам), разовых (извлечь выгоду из текущих событий, поддержка рекламной компании).
Средства стимулирования сбыта можно разделить на три группы:
1. предложения цены – продажа по сниженным ценам, льготные купоны, талоны, которые дают право на скидку.
Временное снижение цен имеет свои недостатки и преимущества. Недостатком – не приводит к созданию круга надежной, постоянной, экологически ориентированной клиентуры, а вынуждает покупателя бросаться от одного товара к другому и не способствует доверию потребителя. Поэтому инициаторы такого стимулирования все чаще подчеркивают временный характер такого предложения цены. Снижение цены может быть осуществлено как производителем, который хочет увеличить объемы продажи или заполучить новых потребителей, так и торговым предприятием, которое хочет создать себе репутацию недорогой экологически ориентированной торгующей организации.
Грамотно проведенная операция может привести немедленно к росту объемов продажи, а после ее окончания – произойдет резкое сокращение. При этом возможны два варианта восприятия такого стимулирования:
§ неблагоприятное (товар невысокого качества, сомнительной экологической чистоты, не может быть продан сам собой),
§ благоприятное (товар и методы продажи полностью современные, а значит и предприятие в целом тоже современное, приобретение товара приносит дополнительную выгоду, производитель идет на жертвы и сокращает свои прибыли для выгоды потребителя).
2. предложения в натуральной форме – премии, образцы товаров.
Такое стимулирование можно определить как предложение потребителю дополнительного количества какого-либо товара без прямой связи с ценой. Существуют два способа такого стимулирования - премии, образцы товаров.
3. активное предложение – конкурсы покупателей, игра, лотерея. Эти приемы имеют сильную сторону – к участию в них привлекается множество людей, которым предлагаются прекрасные выигрыши, которые принуждают мечтать. Игровой характер является сильным инструментом воздействия на каждого человека, а возможность получить бесплатный приз является мощным мотивом для участия.
Приемы операций «стимулирование – торговый посредник» на рис.6.
Рис.6. Приемы операций «стимулирование – торговый посредник»
ІII. Связи с общественностью (PR) – как элемент эко-коммуникаций
Связи с общественностью – это установление общения с аудиторией относительно компании или товара, и способ управления средствами информации (книжки, брошюры, бюллетени, годовые отчеты, внутренние публикации, аудиовизуальные материалы).
При таком способе коммуникации необходимо руководствоваться правилами:
§ осторожно выбирать агентство (PR)-услуг, т.к. наилучшие результаты дают не одноразовые меры, а долговременное сотрудничество с коррекцией стратегии;
§ перед посещением агентства необходимо подготовить, так называемый, бриф, где в сжатой форме описаны позиция фирмы на рынке, ее цель, конкуренты, а также рекламные и PR – меры, к которым уже прибегал заказчик,
§ особенность этого вида бизнеса такова, что конкретных цен, как и правил, не существует, и каждый контракт чисто индивидуален. Чтобы сэкономить, необходимо пообщаться с несколькими агентствами.
§ следует выбирать такое агентство, которое в своей деятельности руководствуется экологическими принципами.
При проведении PR-акций, важными элементами являются:
1. Обоснование и публичное декларирование предприятием основных принципов экологической деятельности (декларирование экополитики).
2. Формирование и расширение предприятием экологической отчетности.
3. Экологическая открытость предприятия. Распространение как положительной, так и отрицательной информации об экологической деятельности предприятия. Привлечение предприятием представителей населения и общественности к принятию решений, связанных с существенным воздействием на ОС и использование природных ресурсов.
4. Экологическое информирование и работа с персоналом.
5. Добровольные экологические обязательства предприятия.
6. Формирование и распространение экологической программы предприятия.
7. Взаимодействие предприятия с экологической общественностью.
8. Поддержка предприятием деятельности в сфере общественного экологического мониторинга и контроля.
9. Взаимодействие с населением, которое проживает в зоне воздействия предприятия.
10. Деятельность предприятия в сфере экологических научных исследований.
11. Использование предприятием планов и результатов экологической деятельности в работе с акционерами и инвесторами.
12. Экологическое сотрудничество с другими предприятиями.
13. Добровольное экологическое лидерство предприятия.
ІV. Персональная продажа (personal selling) – как элемент эко-коммуникаций
Это непосредственный контакт между продавцом и покупателем с целью переубеждения. Этот процесс имеет этапы, которые должны быть усвоены торговыми агентами (рис.7).
Рис.7. Основные этапы эффективной продажи экопродукции
V. Экоспонсирование – как инновационный инструмент экокоммуникаций
Это инновационный инструмент коммуникаций, который содействует росту объема продаж и имиджа фирмы. Пути спонсирования:
§ Финансовые,
§ Предоставление услуг на финансовой основе (экологические консультации, мониторинг, обучение),
§ Предложение экологически чистых технологий, ноу-хау,
§ Финансирование конференций, презентаций, семинаров,
§ Бесплатное предоставление образцов экопродукции,
§ Выделение оборудования, машин, механизмов для проведения экологических оценок и замеров.