4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров:
- государственная служба занятости;
- государственная служба медико-социальной экспертизы;
- миграционная служба;
- МЧС;
- пенитенциарная система;
- предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные);
- ритуальная служба;
- силовые структуры;
- система здравоохранения и психологическая помощь;
- система культуры;
- система образования и социально-педагогическая помощь;
- система пенсионного обеспечения;
- система социального обслуживания;
- система социального страхования;
- система социальной защиты и социально-правовой патронаж.
4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров:
- отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании;
- коллективы учреждений социальной сферы;
- общественные организации (фонды, ассоциации, объединения);
- специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры;
- социально ориентированный бизнес.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 040400 Социальная работа готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
|
|
- социально-технологическая;
- организационно-управленческая;
- исследовательская;
- социально-проектная.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 040400 Социальная работа должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
социально-технологическая:
- разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья;
- целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;
- обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, благополучия граждан, их физического, психического и социального здоровья;
- личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации;
- самостоятельное (на уровне технологического процесса) и творческое осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;
- личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения;
- профессионально и граждански мотивированное участие в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов человека, обеспечения его здорового образа жизни;
- предупреждение личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания", девиаций социального здоровья;
- педагогическая деятельность (обучение и воспитание) в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в коллективах социальной защиты населения, ее социально-психологическое обеспечение;
исследовательская:
|
|
- изучение особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;
- анализ специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;
- анализ, структурирование, оценка социальной информации с разных точек зрения, выделение в ней главного;
- диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения, обеспечения его социального здоровья;
- соучастие (партнерство) в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;
- самостоятельное определение научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы и составление практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;
- выявление разных способов решения исследовательских задач;
- осуществление поиска путей повышения эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности;
- представление (презентация) результатов исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде;
- систематическое использование результатов научных исследований в обеспечении эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, их физического, психического и социального здоровья;
организационно-управленческая:
- определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности отдельных социальных работников и их групп в основных направлениях психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, в том числе медико-социальной помощи;
- самостоятельное осуществление координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите;
- стимулирование мотивации профессионального развития, творческое участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждений и служб социальной защиты населения;
- разработка предложений по повышению эффективности системы контроля деятельности и мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения;
- содействие координации деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения и при работе в конкретных случаях, в организации медико-социальной помощи;
- организация делового общения, приносящего максимальную пользу социальной защите населения;
- принятие ответственности за результат действий в рамках своих функциональных обязанностей;
- понимание, осознание, критическая оценка принципов и механизмов деятельности в рамках ее избранного профиля и конкретного случая;
- принятие ответственности за результат действий сотрудников на конкретном участке деятельности и принятие решений в нестандартной ситуации;
- обеспечение высокой социальной культуры управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан;
- учет в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенностей национально-культурного и половозрастного развития граждан, их социального положения, физического, психического и социального здоровья;
социально-проектная:
|
|
- обеспечение высокой социальной культуры своего участия в социоинженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения;
- учет специфики физического, психического и социального здоровья, особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан;
- участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики;
- участие в пилотных проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы;
- участие в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств;
- участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи.
6. Духовно-нравственный портрет специалиста (бакалавра) социальной работы.
|
|
Для выполнения предписанных им функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.
Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.
Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.
Наличие (формирование й закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.
Все это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
Личностные качества социальных работников подразделяются на три группы.
К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность), и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.
Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе личностных качеств социального работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуаль-ность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.
Реализация указанных качеств может быть определена названием «профессиональная», «трудовая этика» социального работника. Ее содержание определяется отношением людей к труду, интегрированным в комплекс моральных ценностей и норм, находящих свое выражение в поведении человека в сфере трудовой деятельности.