Третий, четвертый, пятый и шестой вселенские соборы

КОНСПЕКТ 17

412 год – Кирилл (376–444) становится архиепископом Александрийским.

414 год – Пульхерия (399–453), старшая сестра императора Феодосия II (401–450) становится фактической правительницей Восточно-Римской империи.

Кирилл был племянником предыдущего Александрийского архиепископа – Феофила и ближайшим его помощником. В своем городе он начал борьбу с язычниками и изгнал всех евреев.

428 год – Несторий (381–451) становится архиепископом Константинопольским.

Несторий был представителем антиохийской богословской школы. Проповедовал, что Спаситель был простым человеком, в котором обитал Бог. Пресвятую Богородицу он называл Христородицей.

Противопоставление двух богословских школ, – антиохийской и александрийской, было всегда сильно. Александрийцы разрабатывали учение о божественной природе Спасителя, а антиохийцы богословствовали о Его человеческой природе.

430 год – Учение Нестория осуждено на Соборе в Риме.

431 год – Император Феодосий II созывает в Ефесе III Вселенский Собор, участниками которого стали свыше 200 архиереев.

Не дожидаясь прибытия епископов из Антиохии и делегатов из Рима, александрийцы и часть представителей от Палестины и Константинополя вынесли осуждение Несторию и низложили его. Антиохийцы по своем прибытии в Ефес составили свой собор из 43 епископов и низложили святого Кирилла. Положение казалось безвыходным, но после прибытия римских делегатов и представителей других стран, антиохийские епископы остались в меньшинстве, и Собор в новом составе подтвердил решение о низложении Нестория.

433 год – Согласительное исповедание, завершившее III Вселенский Собор.

7-е правило III Вселенского Собора гласило о неизменности Символа веры, а 8-е утверждало автокефалию Кипрской Церкви.

444 год – Диоскор становится архиепископом Александрийским.

Вскоре в Константинополе возникла новая смута, Глава одного из местных монастырей, игумен Евтихий, начал учить о том, что божественная природа во Христе полностью поглотила человеческую. Учение это получило название монофизитства (от греческих слов: монос – один и физис – природа).

448 год – Поместный Собор в Константинополе, осудивший ересь Евтихия.

449 год – Император Феодосий II созывает в Ефесе Вселенский собор, впоследствии названный разбойничьим.

Диоскор, проникшийся учением Евтихия, будучи председателем собора, злоупотреблял своим положением. Вследствие этого еретическое учение Евтихия было оправдано, а многие православные осуждены.

451 год – Император Маркиан (396–457) созывает в Халкидоне IV Вселенский Собор, участниками которого становятся около 370 епископов.

Собор, низложив Диоскора и осудив Евтихия, составил вероопределение, направленное как против несториан, так и против монофизитов:

Исповедуем одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы – по человечеству; Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, – так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяется в Одно Лицо и Одну Ипостась.

Собор в Халкидоне состоялся без участия представителей закавказских Церквей; узнав о соборных решениях Армянская, Грузинская и Албанская церкви отказались их признать, увидев в учении о двух природах Христа возрождение несторианства.

482 год – император Зенон принимает «Енотикон» (акт объединения).

Енотикон был призван объединить как сторонников, так и противников халкидонского вероисповедания и был составлен на основании первых трёх Вселенских Соборов. Но в итоге это привело к длительному (до 518 года) разрыву с Римской Церковью.

491 год – Собор Армянской Церкви, отвергший постановление IV Вселенского Собора.

518 год – Император Юстин I отменяет Енотикон.

553 год – Святой Император Юстиниан (483–565) созывает в Константинополе V Вселенский Собор, участниками которого стали 152 епископа.

Собор осуждает учение Феодора Мопсуетского, и частично отвергает утверждения Ивы Эдесского и Феодорита Кирского.

580 год – Окончательное разделение Церкви в Египте на православную и монофизитскую.

В VII веке возникло новое богословское учение, стремившееся примирить монофизитов и православных. Александрийский патриарх Кир стал учить, что у Христа была одна божественная воля при двух природах. Учение получило название монофелитства (от греческих слов: монос – один и фелима – воля). Так как в Церкви произошли новые разделения, то император Ираклий в 638 году издал свое «Изложение веры» и запретил обсуждать вопрос о двух волях во Христе. Противником решения императора стал святой Максим Исповедник, ставший главным противником монофелитов на востоке.

На западе главным борцом против монофелитов стал святой Мартин, папа Римский.

680 год – Император Константин Погонат созывает в Константинополе VI Вселенский Собор для решения вопроса о двух волях. Его участниками стали 300 архиереев. Православных возглавлял представитель Иерусалимского Патриархата святой Андрей Критский (660–740). Было решено признавать в Иисусе Христе две воли, сообразно двум естествам.

692 год – Император Юстиниан II созывает в Константинополе Трулльский Собор.

Собор этот назван так по наименованию зала, в котором заседал. Он явился как бы дополнением VI Вселенского Собора и имел большое значение в жизни Церкви, так как на нем были пересмотрены все канонические постановления, как Соборов, так и отцов Церкви. Постановления Собора были потом изложены в 102 правилах. В актах VII Вселенского Собора, Собор в Трулле называется шестым Вселенским.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: