О Ярополке.
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ.
КОНСПЕКТ 3
Дом князя Святослава (942-972)
Матери сыновей Святослава | княжна Предслава | наложница Малуша | |||||
Сыновья Святослава | Олег | Ярополк | Владимир | ||||
Жены сыновей Святослава | греческая монахиня | Другие жены | Принцесса Анна | ||||
Дети Князя Владимира | Святополк | Ярослав | Другие дети | Борис | Глеб | ||
960 год – Рождение князя Владимира.
961–962 годы – Миссия латинского епископа Адальберта в Киеве.
969 год – Смерть княгини Ольги и ее христианское погребение. Единоличное правление Святослава. Разрушение Никольского храма в Киеве.
972 год – Начало правления сыновей Святослава: Ярополка в Киеве, Олега у древлян, Владимира в Новгороде.
977 год – Междоусобица. Ярополк получает власть над всею Русью.
978 год – Начало княжения Владимира.
«Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую» (Иоакимовская летопись) Ярополк оставил вдову, бывшую греческую монахиню, похищенную для него Святославом во время одного из походов. Её взял в наложницы Владимир, и она вскоре родила сына, Святополка Окаянного, — дитя «двух отцов». В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки (запрещённое христианскими канонами деяние) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве. |
982 год – Попытка реформации русского язычества. Единая религия – гарант целостности государства.
983 год – Мученики Феодор и Иоанн.
986 год – Посольства к князю Владимиру иудеев, мусульман и христиан из Рима и Византии.
987 год – Русские послы в разных странах знакомятся с местными религиями.
987 год – Восстание Варды Фоки в Византии. Императоры Константин VIII и Василий II просят у князя Владимира помощи. Владимир просит руки Анны, сестры императоров и обещает принять христианство.
988 год – Слепота и крещение князя Владимира с именем Василий. Крещение киевлян. Шеститысячное русское войско наносит поражение Варде Фоке. Императоры не исполняют свое обещание.
989 год – Осада и взятие Херсонеса. Прибытие в Крым принцессы Анны.
Христианские погребения времени крещения Руси отличаются от нехристианских тем, что представляют собой новый для Руси тип: это уже не языческий курган, а небольшой холмик — могила. Причем, иногда могильная яма обделана изнутри деревом. Гробов тогда еще не было, кто был побогаче, тот мог позволить себе обшить могилу деревом. Хотя уже очень скоро появляются на Руси и захоронения в дубовых колодах. Христианские погребения, которые имеют ориентацию на восток, распространяются прежде всего в земле полян, т. е. киевского племени. Земля полян — это ядро Киевской Руси. В XI–XII вв. подобные захоронения широко распространяются в областях расселения других племен. Причем, появляются они и в сельской местности. То есть начинается крещение сельских жителей. Процесс христианизации переступает границы городов. |
988 – 992 годы – Управление Русской Церковью святым Михаилом, первым митрополитом Киевским.
996 год – Строительство в Киеве Десятинной церкви.
1015 год – Смерть князя Владимира. Святополк убивает князей-мучеников Бориса и Глеба.
1019 год – Начало княжения Ярослава Мудрого.