Вопросы:
1. Физические процессы в трёхфазном двигателе.
2. Пуск и реверсирование трёхфазного асинхронного двигателя.
3. Регулирование скорости трёхфазного асинхронного двигателя.
1. Физические процессы в трёхфазном двигателе.
Частота ЭДС в обмотке ротора:
7.8.
n2 – скорость, с которой поле статора пересекает проводники вращающегося ротора;
f2 – частота ЭДС, которая индуктируется в обмотке ротора.
Асинхронный двигатель подобен трансформатору, у которого первичная и вторичная обмотки разделены воздушным промежутком: обмотка статора подобна первичной обмотке трансформатора, а обмотка ротора – вторичной обмотке.
Действующее значение ЭДС в одной фазе обмотки ротора определяется по формулу, аналогичной формуле, по которой определяется действующее значение ЭДС вторичной обмотки трансформатора:.
Таким образом, действующее значение ЭДС, индуктируемой вращающимся магнитным полем статора, определяется по формуле
7.9,
где - число витков обмотки ротора;
– частота ЭДС в обмотке ротора;
|
|
обмоточный коэффициент обмотки ротора (вводится потому, что проводники обмотки ротор распределены вдоль его поверхности и поэтому, в отличие от трансформатора, пересекаются магнитным потоком не одновременно);
Ф – магнитный поток вращающегося магнитного поля.
При неподвижном роторе s = 1, поэтому f2 = f и.
При вращающемся роторе 1>s>0, поэтому или.
Индуктивное сопротивление обмотки вращающегося ротора
Действующее значение тока в обмотке вращающегося ротора
.
Разделив числитель и знаменатель на s, получим
7.10
Из формулы 7.10 следует, что при уменьшении скольжения ток в обмотке ротора увеличивается. Увеличение тока в роторе приведёт к увеличению тока в статорной обмотке, так же как и у трансформатора: увеличение тока во вторичной обмотке приводит к увеличению тока в первичной обмотке.
2. Пуск и реверсирование трёхфазного асинхронного двигателя.
В момент пуска s=1, поэтому ток I2 в момент пуска будет в несколько раз больше номинального тока ротора (см. формулу 7.10). В несколько раз больше номинального будет и ток, потребляемый двигателем из сети. Кратковременный пусковой ток не опасен для самого двигателя, но может привести к значительному провалу напряжения в сети и к сбою в работе других потребителей, получающих питание из этой сети.
Двигатели, номинальная мощность которых не велика по сравнению с мощностью питающей сети, можно пускать без ограничения пускового тока, подключая обмотку статора к сети непосредственно с помощью пускателя или выключателем. Такой способ пуска называется прямым.
Пусковой ток двигателя можно ограничить, уменьшив напряжение на обмотке статора (рис.7.10).
|
|
У двигателей с фазным ротором пусковой ток можно уменьшить, кроме того, введением сопротивлений пускового реостата в цепь обмотки ротора.
Для реверсирования двигателя нужно изменить порядок подключения двух любых фаз обмотки статора к фазам питающей сетью
3. Регулирование скорости трёхфазного асинхронного двигателя.
Из формулы 7.7 следует:
ω = ω1(1-s) или n = n1(1-s)
но, а, поэтому
, а
Как следует из формул 7.11 скорость двигателя зависит от частоты тока в питающей сети, числа пар полюсов электродвигателя и его скольжения.
Для изменения частоты тока двигатель должен получать питание от сети через преобразователь частоты, с помощью которого и изменяют частоту тока. При этом способе происходит плавное регулирование скорости.
Число пар полюсов может производиться только у двигателей специальной конструкции, у которых предусмотрено переключение обмотки с одной пары полюсов на другое их число. При этом способе регулирование скорости происходит не плавно, а ступенчато. Данный способ используется в двух- и трёхскоростных асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором.
Для изменения скольжения двигателя нужно изменять значение сопротивлений, введённых в цепь роторной обмотки через регулировочный реостат. Это возможно только для двигателей с фазным ротором.
Лекция 28.