Ход занятия.
Компьютер, экран.
Пульверизаторы с водой на столах.
Музыкальный фрагмент.
Иллюстрации на слайдах.
Бланк-карта (для формулировки выводов)
Ребус.
Штатив с листком фольги на ниточке.
Воздушные шарики.
Пластмассовые расчески.
Кусочки фольги.
Эбонитовая и стеклянная палочки.
Оборудование урока
Формирование УДД.
Личностные УУД.
· Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Регулятивные УУД.
· Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
· В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
· Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
|
|
· Учиться высказывать своё предположение (версию) в ходе эксперимента.
· Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Познавательные УУД.
· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, как в группе, так и в классе.
· Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и эксперимент, ориентированные на развитие средствами физического объекта.
Коммуникативные УУД.
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
· Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
|
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организационный момент. Постановка целей. (3-4мин.) | Коммуникативные УУД, регулятивные УУД | Определите тему занятия, разгадав ребус. (слайд 1) | электричество |
Но электричество – это сложный физический процесс. Сегодня мы будем объяснять загадочное природное явление - электризацию тел. | |||
Постановка проблемы (1 мин.) «Открытие» новых знаний детьми (15 мин.) | Регулятивные УУД, личностные УУД. Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД. | 1) Проблемная ситуация Физика наука экспериментальная и сегодня мы все будем экспериментаторами. Я прошу внимательно слушать мои инструкции иначе опыты не получатся. Итак, начнем изучать электризацию тел. Опыт 1. Нарвите фольгу мелкими кусочками, положите перед собой. Возьмите надутые шарики и интенсивно потрите их шерстяной тканью. Поднесите натертую сторону шарика к кусочкам бумаги. Что происходит? Как ведут себя кусочки фольги? В результате чего изменились свойства кусочков фольги? Что вы делали с шариком? (терли тканью). От слова «тереть» образуйте существ. (трение). Какими свойствами стали обладать кусочки? Что они стали делать? Давайте снова наэлектризуем шарик и попробуем поднести его к стене. Что наблюдаем? Итак, шарик становится наэлектризованным после того, как его потрут шерстяной тканью. В результате трения он приобретает силу, которая притягивает к себе предметы. Опыт 2.Расчешитесь сухой расческой. Что происходит с вашими волосами? Сделайте вывод языком физика-экспериментатора. Волосы электризуются настолько, что они могут «потанцевать». (муз. фрагмент) подвигайте расческой вверх-вниз, влево-вправо и т.д. (Если не получается с расческой, то пусть попробуют шариком наэлектризовать волосы). А теперь попробуйте причесать волосы мокрой расческой – смочите ее водой из пульверизатора и причешитесь. Что произошло? Итак, все, закончили, скажите, каким свойством стали обладать волосы после того, как вы их причесали сухой расческой? В результате чего волосы наэлектризовались? Кто попробует повторить весь вывод, полученный нами после опыта с сухой расческой? Да, что у нас притягивается друг к другу? В результате чего они стали притягиваться? Молодцы, мы потерли пластмассовую расческу о волосы. В результате трения два физических объекта наэлектризовались и стали притягиваться друг к другу. А после того, как расческу смочили, почему волосы потеряли способность электризоваться? | Проделывают все по инструкции учителя. Кусочки фольги притягиваются. Свойства кусочков изменились в результате трения. Способностью притягиваться Шарик прилипает к стене. Волосы поднимаются. Волосы электризуются. (пусть тоже подвигаются). Проделывают Волосы легли на место. Волосы наэлектризовались. В результате трения. Волосы становится наэлектризованными после того, как их причесали сухой пластмассовой расческой. волосы и расческа стали притягиваться друг к другу. В результате трения. Во влажном воздухе электричество не может накапливаться на поверхности в достаточном количестве |
Физкультминутка (2 мин.) | Личностные УУД, коммуникативные УУД. | ||
Рассказ легенды об открытии электризации (3 мин.) | Регулятивные УУД Личностные УУД Познавательные УДД | Рассказ, используя слайды. | |
Формирование представлений о двух знаках электрического заряда. (7 мин.) | РегулятивныеУУД, коммуникативные УУД, личностные УУД. | Существует два вида зарядов положительный (нарисовать + на доске) и отрицательный (нарисовать -) эбонитовая палочка, потертая о шерсть –это положительный заряд; стеклянная палочка, потертая о шелк – отрицательный заряд. Опыт 3.Понадобится 2 экспериментатора. Дадим им по шарику. Один листок фольги висит на штативе на ниточке, его натрем шелковой тряпочкой, какой заряд мы ему придали? Шарик 1 ученик натрет куском шерстяной ткани, т.е придаст ему какой заряд. Т.е., мы придали двум телам разные, физики говорят разноименные заряды. Поднеси шарик к фольге. Что происходит? Мы можем сделать вывод – разноименные заряды… Теперь листку фольги добавим отрицательный заряд (натираем шелковой тряпочкой), а другой шарик натрем также шелковой тряпкой. Теперь у нас на телах какие заряды? Правильно, или одноименные. Поднесем шарик к фольге. Что происходит? Т.к. вывод – одноименные заряды … Т.е. существуют 2 типа зарядов… Как они взаимодействуют друг с другом? | Отрицательный Положительный. Фольга притягивается к шарику. Притягиваются Одинаковые Отталкиваются. Отталкиваются Положительный и отрицательный. Положительные и отрицательные Разные притягиваются, а одинаковые отталкиваются. |
Формирование познавательного интереса. Применение электризации в практической жизни. (5 мин.) | Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД. | Как вы думаете электризация тел – это хорошо или плохо? Волосы прилипают к расческе, их трудно причесать, девочки это понимают – это хорошо или плохо? Как устранить? Одежда прилипает, мелкий мусор прилипает – замечали? Пыль к бытовой технике особенно липнет. Как устранить? (слайд 7) Да. Или есть промышленные препараты. Салфетки для пыли, кондиционеры в которых ваши мамы полощут одежду, чтоб не прилипала. А можно и брызгать. На ткацких фабриках трение, натяжение, прилипание нитей к бобинам, что ведет к частым обрывам. (слайд 8)трение рулонов огромное.это тоже устраняют увлажнением, все это теперь делает компьютер. Но есть и положительное в электризации. при окраске мелких деталей краскораспылителем, краску и тело заряжают противоположными зарядами, что приводит к большой экономии краски. На слайде (8) вы видите, что так окрашивают детали машин на автозаводах. - в лечебных целях используют статический душ; - для копчения рыбы в специальных электромерах (рыба заряжается положительно, а электроды отрицательно, копчение в электрическом поле происходит в десятки раз быстрее). | Какие-то предположения. Смочить. Смочить. |
Обобщение (3 мин.) | РегулятивныеУУД, коммуникативные УУД, личностные УУД. | Электризация (что такое)– взаимодействие тел Способ электризации (с помощью чего возникает)– трение Виды зарядов – положительный, отрицательный. Притягиваются объекты, если они разноименно заряжены Отталкиваются объекты, если одноименно заряжены. Во влажном воздухе электричество не может накапливаться на поверхности в достаточном количестве. Или может быть ответ «тела перестают быть заряженными, нейтрализуются» | Дают ответы |
Рефлексия (2 мин.) | РегулятивныеУУД, коммуникативные УУД, личностные УУД. | Покажите, каким зарядом вы зарядились сегодня на уроке? Спасибо, что вы зарядили меня положительным зарядом! | |
Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, (слайд 2) названного ими за его цвет и блеск «электрон» - что значит «солнечный камень». Отсюда произошло, правда, много позже, и слово электричество. Способность янтаря электризоваться была известна давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский (слайд 3). Здесь и древний город Милет. (раньше фамилии были не по отцу, а по месту, где проживаешь. Фамилии были не у всех, а у самых значимых людей. Он не слепой, у греков в древности так было принято изображать людей). Вот как об этом рассказывает легенда.
|
|
|
|
Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского (слайд 4) пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона (картинка девушек в хитонах) и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу (слайд 5). Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов (слайд 6), он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.