Организационные вопросы статистических наблюдений

Организационный план – основной документ, где отображаются все вопросы организации и проведения намечаемых мероприятий: определяются органы наблюдения, время, сроки, критический момент наблюдения, содержание подготовительных работ, порядок приёма и сдачи материалов, описание адресата, кому, в какой срок, как.

Любое статистическое наблюдение требует разработки организационного плана. Это научно методический документ. Он состоит из 2 основных разделов:

Раздел 1 – программно-методические вопросы:

Цель статистического наблюдения

Объект статистического наблюдения

Единица наблюдения

программа наблюдения

проект формуляра

инструкции

источники информации

способы сбора данных

Раздел 2 – организационные вопросы:

Органы наблюдения

Срок наблюдения

Критический момент

Место проведения

Составление списков единиц совокупности

Расстановка и подготовка кадров адресаты

Критический момент – дата и время, по состоянию на которые сообщаются сведения. Срок наблюдения – период выполнения работы.

Материально-техническое снабжение для сбора, накопления, обработки, анализа и хранения информации.

5. Ошибки статистического наблюдения

Ошибки регистрации возникают как случайные из-за неподготовленности методик или кадров. Систематические ошибки регистрации могут быть преднамеренными. Их цель искажение информации. Например: систематические ошибки возникают при плохо подготовленной инструкции, при неверно выбранной точности, при ложном цензе отбора.

Ошибки репрезентативности возникают в результате того, что состав отобранной части для обследования, не достаточно полно отражать состав всей генеральной части

Систематические ошибки репрезентативности можно устранить, подправив технику отбора. Случайные ошибки репрезентативности относятся к выборочным исследованиям, возникающим всегда из-за невозможности идеального совпадения моделей, поэтому их измеряют математическими расчетными формулами и учитывают при определении характеристик генеральных массивов с принятой вероятностью.

6. Статистическая отчетность

Статистическая отчетность – официальный документ, где содержится сведения о работе подотчетного объекта, занесенного на специальную форму. Форма и программа отчета утверждается государственным комитетом Украины по статистике, и имеют силу закона. Основывается статистическая отчетность и учет на первичном и бухгалтерском учете. Первичный учёт – регистрация первичных событий. Различают типовую и специализированную статистическую отчетность. Типовая отчётностьпредставляется всеми хозяйствующими объектами, специализированная – вышестоящим ведомствам, вышестоящим организациям. Различают текущую и годовую отчетность.

Перепись – это специально организованное статистическое наблюдение. Его основная задача – учет численности и характеристика состава изучаемого явления. Перепись на основе материалов первичного учета называют единовременным учетом.

7. Специально организованное статистическое наблюдение (анкета)

Анкетный опрос на современном этапе один из способов получения первичной информации. Первые попытки опросов французских крестьян относятся к ХVII веку. Родоначальником анкетного опроса является ирландский ученый Дж. Гронта в 1672 году он провел социологическое исследование «Политическая анатомия Ирландии».

Анкетный опрос представляет собой метод сбора информации, основывающийся на выявлении и обобщении мнений опрашиваемых по определенной программе. Для анкетирования специально разрабатывается опросный бланк (анкета), которая содержит вопросы и фиксирует ответы.

Содержание анкетного бланка:

Преамбула (реквизиты организации, проводящей анкетный опрос);

Цель;

Основные вопросы, содержащиеся в анкете, делятся:

А) Вводные (введение)

Б) Центральные (главные)

В) Немного о себе (о респонденте)

Каждая анкета сопровождается инструкциями к заполнению и обязует о не разглашении полученной информации (т.е. гарантируется анонимность).

Технология проведения анкетного опроса может быть различна в зависимости от цели и вида. В обобщенной форме содержание и последовательность выполнения возможных этапов подготовки и проведения анкетного опроса приведено ниже (см. рис. 2. 1.)

Анкетные вопросы
По степени свободного ответа: 1. открытые 2. закрытые 3. полузарытые 4. перечни и шкалы
По функции: 1. вводные 2. фильтрующие 3. контрольные 4. тестовые
По содержанию: 1. по фактам и действиям 2. отношениях и намерениях

Рис.2.1. Классификация анкетных вопросов

Этапы проведения анкетного опроса:

1. Определение цели и задачи опроса

2. Выбор метода сбора данных

3. Разработка вопросов

4. Форматирование анкеты

5. Предварительное тестирование

6. Корректировка предварительной анкеты и тиражирование её

7. Проведение опроса

8. Обработка и анализ полученных результатов

9. Составление отчета

По логике и фактически проведение анкетного опроса показывает, что все респонденты могут быть разделены на две группы:

Заинтересованные

Не заинтересованные.

Для заинтересованных респондентов анкета включает от 15 вопросов, а для не заинтересованных – до 10 вопросов. Однако с учетом предмета исследования, времени, средств, кадрового состава количество вопросов может изменяться.

Тема 3. Статистические показатели и способы их выражения (абсолютные и относительные величины)

Цель: рассмотрение понятия статистических показателей, их функции, видов и требований к подготовке статистических показателей. Системы статистических показателей, абсолютных и относительных величин, способов получения, их значения и основных видов, расчета и анализа.

План лекции

1.Понятие статистических показателей и их функции.

2.Виды статистических показателей.

3.Требования к подготовке статистических показателей.

4.Система статистических показателей.

5.Абсолютные величины. Способы получения и единицы измерения.

6.Относительные величины, их значение и основные виды, расчет и анализ.

Самостоятельно:

1. Основные атрибуты показателей.

2. Корректность, точность и адекватность показателей.

Основная литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная: 6,, 23.

1. Понятие статистических показателей и их функции.

Статистический показатель отражает количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений и представляет собой их величину выраженную соответствующими единицами измерения. Эти статистические величины характеризуют объемы изучаемых процессов (численность работающих, объем товарооборота), их уровни, соотношения (между численностью рабочих и специалистами).

Следствие из определения: статистический показатель вначале разрабатывается качественно на основе экономической теории, затем характеризуются количественно и всегда имеют конкретный экономическом смысле. В экономическом анализе исполняются взаимосвязанные статистические показатели, способны взаимодополнять аналитический результат.

Функции статистических показателей:

- Познавательная;

- управленческая (контрольно-организационная);

- стимулирующая.

Познавательная функция статистических показателей заключается в том, что они характеризуют состояние и развитие изучаемых явлений, направление и интенсивность процессов (прогресс, регресс) Обобщающие показатели являются единственно реальной базой экономическом анализа и социально-экономическом прогнозирования.

Управленческая функция статистического показателя в том, что он является важнейшим элементом управления на всех уровнях принятия управленческого решения. Экономическое управление (или управление экономическими процессами) всегда предполагает принятие решения. У любой фирмы есть миссия, стратегический план и тактические решения. За принятием решения следуют контрдействия, а о результатах действий судят по экономическим характеристикам, которые дают статистические показатели.

В схемах уравнения используют различные показатели. Их можно сгруппировать по 4 признакам:

- относительно периода времени (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)

- относительно фундаментальных областей – показатели и решения, связанные с закупкой, производством, финансированием и др.

- относительно иерархии планирования (стратегические, тактические, оперативные решения).

- относительно временного диапазона (текущие, квартальные, годовые, пятилетние и т.д.)

Проблемы принятия решения имеет место в том случае, когда при определенном состоянии внешней среды из нескольких альтернативных действий должна быть выбрана та альтернатива, которая лучше всего способствует осуществлению цели. Альтернатива является одним из возможных, независимых от других, способом действия для достижения цели.

Управленческая функция статистического показателя (система статистических показателей) реализуется как критерий выбора альтернативы действий.

Стимулирующая функция выражается в способности статистического показателя дать оценку правильности движения и эффективности продвижения в этом же направлении, это разновидность управленческой функции.

Усиливается тенденция к экономической и политической интеграции, отсюда актуальной является задача выработки единых требований к показателям статистических отчетов. Стандартизация отчетов на международном уровне стимулирует интеграционные экономические процессы и в этом плюс стандартизации, но стандартизация приводит к тому, что на страховых уровнях не учитываются специфические, культурные, национальные и социально-экономические условия – это минус международной стандартизации.

Основными инициаторами разработки международного стандартами учета выступают международные профессиональные организации аудиторов. Наиболее авторитетная – образованна в 1973г. комитет международных бухгалтерских стандартов(IASC). В своей работе комитет тесно взаимосвязан и опирается международную федерацию бухгалтеров(IFAS).

2. Виды статистических показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: